Суворова Галина Михайловна
школа 59
учитель биологии

Модульный урок N 10

Экологическая морфология растений. Обобщающий урок по теме:
Цветок и плод - " бал цветов "

Номер учебного элемента (УЭ) Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ - О Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданиями ты должен:
а) обощить экобиологические знания по теме "Цветок и плод";
б) научиться работать, с предложенным учителем, учебным материалом; выполнять конкретные задания; подсчитывать баллы.
2 мин.
Тема и цель урока записаны на доске.
УЭ - 1
Проверка изученного материала
Вводный контроль ( 15 баллов ).
Цель: проверить себя, как усвоил материал по теме "Цветок и плод" и убедиться, что готов изучать новую тему "Семя".

Задание N 1 ( 5 баллов )
Допиши пропущенное слово:
1. Цветок - орган ..... .....
2. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика - ..........
3. Виды опыления бывают: ..... ..... .....
4. Оплодотворение это - это процесс .....
5. Из слияния 1 спермия с яйцеклеткой образуется ....., а от слияния 2 спермия с центральной клеткой образуется .....

Задание N 2 ( 4 балла )
Рассмотри по рисунку цветок. Ответь на 4 вопроса:
1. Цветок обоеполый или пестичный, тычиночный ?
2. Опыление цветка ветром, насекомыми, самоопыление ?
3. Местообитания растения: на лугу, в лесу, на болоте,
в поле ?
4. Назовите вид плода: односемянный, многосемянный, сухой, сочный ?

Задание N 3 ( 6 баллов )
Составь таблицу "Морфологические особенности цветов", обитающих в разных экологических системах:

Название растения Морфологические особенности цветка Где обитает
ландыш
береза
роза
пшеница
рожь
кувшинка
( окраска лепестков, размер, количество лепестков, тычинки, пестики, запах, нектар, вид пыльцы, соцветие ) ( на лугу, в лесу, в поле, в водоеме )

Цель записана на доске.
Выполнять задание можно в любом порядке. За 10 мин. постарайтесь выпонить все 3 задания и набрать не менее 10 баллов.
Набрал 10 баллов и более, переходи к следующему учебному элементу (УЭ).

УЭ - 2 Цель: усвоить и закрепить понятия об образовании плода после оплодотворения 1 и 2. В тексте найти как образуется плод, прочтите и выполните задание.

Задание N 1
Что такое первое оплодотворение ?
Что образуется из слияния N 1 ?
Что образуется из слияния N 2 ?
Что образуется из семязачатка ?
Что образуется из стенок завязи ?

Задание N 2
Напишите рядом со стрелками названия частей цветка.

Задание N 3
Представь, что исчезли цветки у растения, ответь на вопросы:
Почему исчезли цветки ?
Какое последствие ждет это растение ?
Ваши предложения по сохранению цветков.

1. Работа учеников с учителем ( фронтальная беседа ) за каждый правильный ответ 1 балл.
2. Вопросы и ответы обсудите с товарищами. Сами определите количество баллов
( занесите в лист контроля ).
3. Сверь ответы по листу, который после заполнения выдаст учитель.

УЭ - 3 Цель: убедиться, что каждое растение имеет экологические приспособления к своему местообитанию, что ярко заметно в его морфологических признаках.

Задание N 1 ( 3 балла )
Сравните растения в разные периоды года: весной, летом, осенью, и определите, что определяет опыление, время или местообитания ?
Как изменяется строение цветка от условий окружающей среды (воды, температуры, света) ?

Задание N 2 ( 1 балл )
Прочтите текст и ответьте на вопрос.
Цветы играют очень важную роль в жизни растения. Они дают семена. Почему у растения, наряду с вегетативным размножением, возникло семенное размножение ?

Задание N 3 ( 3 балла )
Составь схему строения цветка вишни и обозначь его части.

5 - 7 мин.
Работа с раздаточным материалом под руководством учителя.

УЭ - 4
Закрепление материала.
Выходной контроль:
Цель: проверить усвоение знаний по теме "Цветок и плод"

Задание N 1 ( 3 балла )
Закончи схему, вместо точек напиши названия понятий:
....... почка - цветок - ....... опыление - .......... семяна - .......

Задание N 2 ( 1 балл )
Окружающая среда стала не всегда пригодной для развития цветов и образования семян ( нарушаются экологические системы ). В чем причина ?

Задание N 3 ( 4 балла )
На рисунках разных цветов определи и разложи на 3 группы по видам опыления: ветром, насекомыми, самоопыление; обоснуй по каким признакам ты это выполнил ?



УЭ - 5
Подведение итогов.
РЕЗЮМЕ ( 1 балл )
Цель: определи, усвоил ли ты, что такое экологическая морфология цветка и от чего это зависит ?
Экологическая морфология цветка - это .........., которая зависит от ..........

1 - 2 мин.
Подсчитай количество баллов, лист учета баллов.
УЭ - 6
РЕФЛЕКСИЯ:
Что ты узнал на уроке ?
Чем понравился урок ? Чем не понравился ?
Все, что я узнал /а/ на уроке мне пригодится в жизни ? Как ?

1 - 2 мин.

Примечание:

Если ты набрал 25 - 30 баллов оценка 5,
если ты набрал 20 - 25 баллов оценка 4,
если ты набрал 16 - 19 баллов оценка 3,
если ты набрал меньше 16 баллов - неудовлетворительно,
но не огорчайся, у тебя есть возможность исправить положение.

Лист учета контроля

Фамилия, имя ученика ____________________________________ класс

Учебный элемент (этапы работы) Количество баллов по номерам заданий
N 1          N 2          N 3
Итого количество баллов

УЭ - 1
Проверка изученного материала

УЭ - 2
Изучение нового материала

УЭ - 3
Изучение нового материала

УЭ - 4

УЭ - 5

Закрепление

ИТОГО:

   
Оценка    

Rambler's Top100