Кукова Г.Н.
"Городской центр развития образования"
методист

Зачет по теме "Кислород. Оксиды. Горение."

Девиз: "Кислород - это вещество, вокруг которого вращается земная химия"
Я. Берцелиус

Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся по данной теме

Ход КВН.

I. Приветствия команд

( домашнее задание ) - четверостишия о кислороде ( кто больше).
1.  2.
Много на свете предметов разных,
 
Он без запаха, без вкуса,
Скучных, противных и просто ужасных,
 
Малорастворим в воде,
И лишь один греет душу мою:
 
Он не видим и не слышим,
О химии я, друзья, говорю.
 
Пригодится нам везде.
     
Нам химия в жизнь пробиться поможет,
 
Кислород - полезный газ,
В ней разобраться каждый сможет.
 
Чтоб мы делали без вас?
Формула, Масса, Валентность, Знаки,
 
Он поддерживать умеет
Что трудно запомнить-это враки.
 
И дыханье, и горенье.
     
Особых знаний не нужно здесь,
 
Кислород найдем везде
Чтоб получить интересную смесь.
 
В воздухе, земле, воде.
Что выйдет там, никто не знает,
 
Нетяжел он и летуч,
Пускай учитель сам разбирает.
 
Безопасен, но горюч.
     
Мне мамы и папы стал роднее
 
Жизнь, горенье и гниенье
Дмитрий Иванович Менделеев.
 
Я могу вам поддержать.
Таблицу его никогда не оставляю,
 
Из воды я собираюсь,
В ней до конца разобраться мечтаю.
 
Кислородом называюсь.
     
Чем мы дышим ? Что нам нужно?
 
Двухвалентен я всегда,
Каждый знает наперед,
 
Водород плюс я - вода,
Что основа нашей жизни,
 
В воздухе я нахожусь,
Ну, конечно, КИСЛОРОД !
 
Для дыханья пригожусь.
     
Без него отрава воздух,
 
Кислород - обычный газ,
И вода лишь водород.
 
Знают все его из нас.
Без него мертва природа,
 
Он в реакции вступает
Вот такой он - кислород.
 
И оксиды составляет.
     
И пока жива планета,
 
Он бесцветен, ну и что ж?
Будем помнить мы его,
 
В окисленьях он хорош.
В Менделеева таблице
 
Без него погибнет род.
Элемент под буквой О.
 
Кто же это? - КИСЛОРОД.
     
Он на суше, он в воде,
 
Меня мало на Луне,
В атмосфере и в коре,
 
Нахожусь я на Земле.
Человеку - добрый друг,
 
Для горенья нужен я.
Как везде его зовут?
 
Отгадайте кто, друзья?
     

II. Разминка

- каждая команда задает друг другу по 2 вопроса ( 15 сек. на обдумывание ответов ).

III. Конкурсы.

1. Задание командам:

Какие вещества можно использовать для получения кислорода ? Называть по очереди, кто больше.

H2O, NaNO3,KNO3, AgO, KMnO4, KClO3.

2. Конкурс для тех, кто красноречиво умеет говорить языком химических реакций.

Приглашаются по одному человеку от каждой команды: написать по одному уравнению химических реакций, отражающих получение кислорода ( кто быстрее ).

3.

а) Конкурс художников. Приглашаются по одному человеку от каждой команды : кто быстрее и правильно нарисует прибор для получения кислорода и его собирания путем вытеснения воздуха.

б) Задание командам: Одновременно придумать по три предложения, где говорится о кислороде.

1 команда - кислород, как элемент;
2 команда - кислород, как вещество.

4. Конкурс экспериментаторов.

а) Приглашаются по одному человеку от каждой команды. Собрать прибор для получения и собирания кислорода путем вытеснения воды ( кто правильно и быстрее ).

Одновременно вопросы командам:

1 команда - почему можно собрать кислород путем вытеснения воды ?
2 команда - почему можно собрать кислород путем вытеснения воздуха ?

б) Приглашаются по два человека от каждой команды. В приборах, собранных предыдущими участниками, получить и собрать кислород, и доказать его наличие ( кто быстрее ).

В это время команды выполняют задания:

1 команда - рассчитать 10 % (O) в оксиде серы (IY) или какие вещества образуются при горении веществ в кислороде ? Какие два важнейших свойства кислорода позволяют его использовать ?

2 команда - рассчитать 10 % (О) в оксиде меди (II) или что такое оксиды ? Почему вещества в кислороде сгорают быстрее, чем в воздухе ?

5. Выездной конкурс.
Приглашаются по три человека от каждой команды.
Какая команда за 5 минут угадает больше слов из кроссворда, составленного другой командой.

6. Оценить конкурс " Кроссворд ".

7. Конкурс капитанов.

а) Игра " крестики-нолики ".
I. II.

1. Найти оксиды. 2. Написать уравнения химических реакций их получения.

б) Во время конкурса капитанов команды пишут химический диктант.
Записать химические формулы оксидов
- H2S; CuO; PH3; SO3; H3PO4; P2O5; CO; NaNO3; Cl2O7; CaSO4; N2O3; H2CO3.
Взять и проверить по две-три тетради учащихся из каждой команды ( выигрывает та команда, где больше записано химических формул оксидов ).

8. Конкурс эрудитов.
Вопросы командам - " Аукцион знаний ".

1 команда -

а) Какие танки не стреляют ?
б) Во время первой мировой войны обстреливали батареи противника снарядами, начиненными фосфором. Почему ?
в) Кто впервые открыл кислород ?
г) Какой газ нужно удалять из подводной лодки, а какой нужно добавлять, что обеспечить нормальное дыхание ?

2 команда -

а) Что означает слово кислород ?
б) Почему кислород перевозят в баллонах голубого цвета ?
в) На каких планетах можно встретить кислород ?
г) Почему возможно самовозгорание стога сена ?

9. Итоги КВН.
Оценки по данным жюри ( оценки выставляются в журнал ).
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Победитель определяется по наибольшей сумме баллов.
Заранее написать на доске названия конкурсов.

Для КВН нужно:

- секундомер;
- составные части для сборки приборов для собирания кислорода путем вытеснения воды;
- перманганат калия, спиртовки ( 2 шт.), спички, лучинки;
- кроссворды ( проверить содержание заранее );
- списки команд для жюри.


Rambler's Top100