Матвеева Ольга Анатольевна
школа 63
учитель химии

"Предельные и непредельные углеводороды"

Девиз урока: "Практика - есть основа понимания и критерий истины"

Оборудование: Запреты (написать на доске), регламент, лидеры, карточки-путеводители,
  указатели центров ("Алканы", "Циклоалканы", "Алкены", "Алкадиены", "Алкины"),
  индивидуальные карточки-задания, модели атомов, учетные карточки групп и
  экспертов, сводная ведомость успеваемости по зачету (запись на доске).

Методика проведения зачета

I. Подготовительный этап.

1. Сообщить учащимся за две недели до зачета основные вопросы, задания, упражнения и задачи, на которые они должны подготовить дома краткий ответ.

2. Работа с экспертами (из числа хорошо успевающих по предмету учеников- старшеклассников). Эти учащиеся сдают зачет по теме "Углеводороды" досрочно. Кроме того, выполняют все задания и упражнения к зачету, которые проверяет учитель.

Учитель должен объяснить экспертам их функции:
1. Оценивать ответы учащихся
2. Задавать дополнительные вопросы к каждому заданию
3. Обосновать оценку

3. Учащиеся класса делятся на 5 групп, в каждой выбирается лидер. Каждой группе будет выдан маршрутный лист (в нем указана схема передвижения группы из центра в центр).

4. Изготовить учетные карточки для учащихся, где будут выставлены их оценки.

Учетная карточка учащихся

 Ф. И. ученика   Оценка за каждое задание 
 Алканы   Циклоалканы   Алкены   Алкадиены   Алкины 
 Общая оценка 

5. Учитель готовит ведомость для экспертов и свою сводную ведомость успеваемости, куда учитель выставляет общую оценку, суммируя оценки 5-ти экспертов.

Учетная ведомость эксперта:

 Ф. И. ученика   Оценка   Замечания по ответу 

Сводная ведомость учителя (на классной доске)

 Ф. И. ученика   Оценки за ответы 
 -ан   цикло-   -ен   -диен   -ин 
 Общая оценка 

6. Изготовление дидактического материала: карточки-задания для учащихся каждого стола.

7. Подготовка класса: сдвинуть столы, приготовить задания, бумагу, модели атомов, на классной доске - сводная ведомость зачета).

II. Проведение зачета ( Ход урока ).

1. Вступительное слово ведущего ( 10 мин.)
Цель урока: 1. Обобщение и систематизация знаний по теме: "Углеводороды"
  2. и его закрепление
  3. Осуществление контроля знаний по теме; выявление уровня усвоения основных понятий, правил, умения решать задачи на вывод МФ органических веществ
  4. Выявить недостатки в ваших знаниях

Ведущий знакомит учащихся с правилами игры-вертушки, с экспертами и их обязанностями, напоминает состав групп и их лидеров, раздает маршрутные карты и учетные карточки. Ведущий знакомит с регламентом игры, с работой за игровым столом.

2. Игра-вертушка ( 60 мин. - 70 мин.)

3. Выступление экспертов (5 мин.)  
по плану: а) Кто лучше всех отвечал по данной проблеме.
  б) Какие вопросы хорошо усвоены учащимися.
  в) Какие вопросы были самыми трудными для учащихся.
  г) На какие вопросы не хватило времени ответить.

4. Подведение общего итога зачета. Сообщение оценки ( 5 мин.)

1. Алканы.

1. а) Напишите структурные формулы соединений по их названиям:
2-метилпентан; 2,5,6-триметилоктан; 3,3-диметилгексан; 2,4-диметил-4-этилоктан.

б) Хлорпроизводное предельного углеводорода имеет относительную молекулярную массу 237. Процентный состав этого соединения: Сl - 89,9%; С - 10,1%. Найдите его МФ.

2. а) Напишите уравнения химических реакций, которые нужно провести для осуществления превращений:

С2Н6 __> С2Н5Сl __> C4H10 __> СО2 __> СО __> CH4

Укажите условия протекания реакций.
б) Укажите изомеры среди веществ, формулы которых:
  СН3
  |
a) СН3 __ С Н __ СН2 __ СН2 __ СН3
   
   
  СН3
  |
б) С Н __ СН2 __ СН3
  |
  СН3
    в) СН3 __ СН2 __ СН3

 СН3
 |
г) СН3 __ С __ СН3
 |
  СН3
    д) СН3 __ СН2__ СН2__ СН2 __ СН3
  СН3 
  | 
е) СН3__СН __ С __ СН3
 || 
 СН3СН3 

3. а) Составьте формулы изомеров гексана и назовите их.
б) Алкан имеет плотность паров по воздуху 4,414. Определите молекулярную формулу предельного углеводорода.

4. а) Как объяснить, что углеродная цепь в молекуле предельного углеводорода принимает различные пространственные формы (конформации)? Соберите шаростержневую модель этана. Изобразите на модели и на бумаге две конформации этана.
б) Составьте структурные формулы: 2-метил-4-этилгексан; 2-метил-4,4-диэтилоктана; 2,2,3-тримелилбутана.

5. а) Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения:

С __> СН4 __> СН3Cl __> C2H6 __> C2H5Cl

б) Напишите формулы изомеров пентана и назовите их.

6. а) Реакция хлорирования метана (условия, продукты, механизм). Распишите уравнение реакции хлорирования метана по стадиям.
б) Для наркоза используют вещество: I,I,I-трифтор-2-хлор-2-бромэтан (наркотан), который лишен недостатков хлороформа (токсичность, горючесть). Напишите его структурную формулу.

7. а) Строение молекулы метана (форма, тип гибридизации атома углерода, длина и энергия связи, валентный угол, рисунок, изображающий образование связи в молекуле метана). Соберите шаростержневую модель молекулы метана.
б) Назовите вещества:

1) СН3 __ СН2 __ СН2 __ СH3
   
   
2) СН3 __ СН __ СН __ СН3
 ||
  СН3 СН3
   СН3
   |
3) СН3 __ СН2 __ СН __ СН __ СН __ СН2 __ СН3
 || 
  СН3 СН3 

2. Циклоалканы.

1. а) Плотность паров циклоалкана по водороду равна 42. Определите МФ вещества и назовите его.
б) Составьте структурные формулы 2-х гомологов и 2-х изомеров циклогексана.

2. а) Строение циклопарафинов.
б) Где циклоалканы встречаются в природе и при помощи каких реакций их можно получить. Напишите уравнения соответствующих реакций.

3. а) Напишите возможные изомеры циклопентана и назовите их.
б) Составьте уравнения полного сгорания циклопропана и циклогексана.

4. а) Углеводород циклического строения имеет плотность паров по воздуху 1,931.
Содержание: С _ 85,7 %. Определите МФ.
б) Составьте уравнение гидрирования циклопропана. Укажите условия реакции.

5. а) Какой циклопарафин можно получить при взаимодействии цинка с 1,3-дибромбутаном ? Напишите уравнение.
б) Напишите уравнение полного сгорания циклобутана.

6. а) Составьте уравнение реакции хлорирования циклобутана. Укажите условия протекания процесса.
б) Дайте названия циклопарафинам:

a)
 Н2C __ СН2
   ||
 Н2C __ С Н __ СН3
б)
 СН2 
 /  \
Н2С   __ С 2Н5
 |  |
Н2С  2
 \  /
 СН2 
в)
 СН3  
 |  
 СН  
 /     \  
Н2С____СН __ СН3

7. а) Составьте уравнения реакций хлорирования циклопропана и циклопентана. Чем объясняется различие в протекании этих реакций.
б) Составьте уравнение реакции полного сгорания циклопентана.

3. Алкены

1. а) Строение молекулы этилена.
б) Назовите вещества:

1) CH2= CH __ CH2 __ CH2 __ CH3
   СН3
   | 
2) СН3 __ C = C __ CH3
 |   
 СН3  
 СН3СН3
 | | 
3) СН3 __ C __ C __ CH2 __ CH = CH2

 | | 
 СН3СН3

2. а) Составьте формулы изомеров бутена и назовите их.
б) 2-метилбутен-I реагирует с хлороводородом. Напишите уравнение реакции и назовите продукты реакции.

3. а) Химические свойства этилена.
б) Назовите вещества

   СН3
   | 
1) СH3 __ CH2 __CH __CH __ CH3
 |  
 СН
 ||  
 СН2
 CH2 __ CH3 
 |  
2) CH3 __C= CH __ CH2 __ CH __ CH3
   |
    CH3

4. а) Напишите структурные формулы веществ:
3-метилгексен-I; 2,3,4,4-тетраметилгептен-3; 3,3-диметилбутен-I; 2,5,5-триметилгептен-3
б) Правило Марковникова. Объясните механизм присоединения HBr и H2O к пропену.

5. а) Способы получения этиленовых (уравнения химических реакций)
б) Составьте уравнение реакции полимеризации пропилена.

6. а) Изомерия этиленовых углеводородов (на примере бутена-2)
б) Укажите распределение электронной плотности в молекуле трихлорпропена: Сl3С = СН __ СН2 Как происходит присоединение к этому веществу хлороводорода ? Составьте уравнение реакции.

7. а) Правило Зайцева. Рассмотрите его на примере реакции отщепления НВr от 2-бромбутана.
б) Для вещества строения:

СН3 __ С= СН __ СН3
 | 
 СН3
приведите формулы 2-х гомологов и 2-х изомеров. Дайте им названия.

4. Алкадиены

1. а) Диеновые углеводороды (определение, изомерия, номенклатура)
б) Напишите уравнение реакции 1,4-полимеризации 1,3-пентадиена.

2. а) Строение бутадиена-1,3
б) 1,4-полимеризация изопрена (2-метилбутадиен-1,3)

3. а) Химические свойства бутадиена-1,3.
б) Назовите вещества:
 
 
а) CH2 = C= CH __ CH3
  CH3
  | 
б) CH2 = C __ CH = CH __ CH3
 
 
в) CH2 = CH __ CH2 __ CH = CH2

4. а) Состав и строение натурального каучука, его свойства.
б) Напишите структурные формулы: 2,3-диметилбутадиен-1,3; гексадиен-2,4; 2,5-диметил-1,5-гексадиен.

5. а) Свойства и применение натурального каучука
б) Составьте формулы изомеров пентадиена и назовите их.

6. а) Реакция 1,4-полимеризации пентадиена -1,3
б) Уравнение химической реакции полного сгорания пентадиена.

7. а) Реакция 1,4-полимеризации 2-метилпентадиена-1,3
б) Плотность диенового углеводорода при нормальных условиях 2,41 г/л. Установите МФ.

5. Алкины

1. а) Строение ацетилена.
б) Назовите вещества:

1) СН3 __ СН2 __ С СН
 
 
2) СН С __ СН __ СН2 __ CH3
  | 
  CH3
3) CH C __ CH __ CH3
  | 
  CH3

2. а) Составьте формулы изомеров пентина и назовите их.
б) Назовите вещества, которые получены на 1-ом и 2-ом этапах синтеза, протекающего по схеме:

СаС2 _____> X _____> У_____ > хлорэтан

3. а) Химические свойства ацетилена.
б) Назовите вещества:

1) СН С __ СН2 __ СН2 __ CH3

  CH3
  | 
2) СН3 __ C __ С С __ СН2 __ СH3
  | 
  CH3
  CH3
  | 
3) CH3 __ CH2 __ C __ C CH
  | 
 C2H5

4. а) Уравнение гидратации пропина
б) Напишите структурные формулы веществ: 4-метилпентин-2 метилацетилен; 2,5-диметилгексин-3; 3,4-диметилпентин-1.

5. а) Какие углеводороды относятся к ряду ацетилена ? Даны МФ: С2Н2, С3Н4, С4Н6. Составьте их структурные формулы и подпишите названия.
б) Как из метана 2-мя способами получить этан ? Напишите уравнения реакций, которые необходимо осуществить.

6. а) Получение ацетилена в лаборатории и промышленности.
б) Для вещества строения: СН3 __ СН2 __ СH2 __ С CH напишите формулы 2-х изомеров и 2-х гомологов.

7. а) Составьте формулы изомеров гексина и назовите их.
б) Составьте уравнение реакции полного сгорания бутина.


Rambler's Top100