Максюта И.Н.
школа 37
учитель химии

Углеводы

Цель урока: раскрыть значение углеводов для растений и животных; показать взаимосвязь строения, функций и свойств; взаимосвязь химии и биологии.

Оборудование:

1. для лабораторных опытов:
инструктивная карта, сливной стакан, держатель спички, спиртовка, 2 пробирки, р-р NaOH, р-р CuSO4, фрукты, овощи

2. для демонстрационного опыта:
р-р йода, стаканчики или чашки Петри, рис, пшено, мука, картофель, кукуруза, семечки, молоко, масло, сыр и т. д.


Приветствие учеников (2 мин)

Опрос (15 мин)

Итак, мы изучаем химический состав клетки. Прежде чем переходить к новому материалу, давайте вспомним изученное.

Изучение нового (25 мин)

Сегодня мы продолжим разговор об органических веществах клетки - углеводах. мы рассмотрим строение, свойства и функции этих веществ.

Тему записать на доске и в тетради.

строение -> свойства
| |
функции

Вы уже знаете, что свойства веществ главным образом зависят от строения, а строение и свойства, в свою очередь, определяют функции веществ. Именно по такому плану мы будем изучать углеводы. Эти вещества вы рассматривали в 10 классе на уроках химии, поэтому я буду опираться на ваши знания.

Вопросы:
Что такое углеводы?
Их общая формула?
Где они содержатся в природе?
На какие группы делятся? (Примеры)

На доске и в тетради по ходу беседы делаем записи
Углеводы = Cn(H2O)m
растения 70 % = сахариды животные 1%
| | |

моно- (1 молекула)
рибоза
фруктоза
глюкоза C6H12O6
олиго- (< 10 молекул)
сахароза= глюкоза + фруктоза
мальтоза= глюкоза + глюкоза
поли- (> 10 молекул)
крахмал(C6H10O5)n
целлюлоза
гликоген-животный сахар
Вопрос:

Как можно обнаружить наличие крахмала?

Одного ученика вызываю к доске выполнить демонстрационно экспериментальную задачу:

"Определите наличие крахмала в предложенных продуктах питания. Сделайте вывод: в каких продуктах содержится крахмал."

Пока ученик готовит ответ, я сообщаю классу дополнительную информацию об углеводах. Рассматривают учащиеся отпечатанные листы (эти листы лежат на каждой парте). Через 3-4 минуты слушаем ответ ученика. Из его работы следует вывод, что

крахмал содержится только в продуктах растительного происхождения и, главным образом, в семенах.

После этого перехожу к физическим свойствам веществ и продолжаю схему на доске

Относительные молекулярные массы полисахаридов много больше, чем у моно- и олигосахаридов.

моно- и олигосахариды полисахариды
белые, сладкие,
растворимы в воде
белые, несладкие,
не растворимы в воде

Затем вместе с учениками вспоминаем некоторые химические свойства, но главное,

углеводы обладают (моносахариды) восстановительной способностью, что используется для проведения качественных реакций и способствует обнаружению моносахаридов.

Вопрос:

Как можно обнаружить глюкозу в продуктах питания?

После обсуждения ответа ученики выполняют лабораторный опыт. Для большего эффекта лучше каждой паре учеников дать свои продукты. например:

яблоко виноград арбуз дыня киви банан апельсин груша слива
морковь помидор лук капуста редис огурец перец редька свекла

На столах инструктивная карточка:

Поместите в пробирку на высоту 1 см водную вытяжку или мелко нарезанный (истолченный) фрукт (овощ). Добавить 1-2 капли сульфата меди II и гидроксида натрия до образования голубого осадка. Содержимое пробирки нагреть до появления признаков реакции. Записать свои действия и наблюдения. Сделать вывод о наличии глюкозы в данных продуктах.

Вместе с учащимися записать уравнение реакции.


качественная реакция на глюкозу

После этого переходим к обсуждению функций углеводов. Сначала я предлагаю учащимся самим высказать свои соображения.

Функции:
1. Запасные питательные вещества
В качестве запасных питательных веществ использует клетка полисахариды, т.к. они нерастворимы в воде и поэтому не изменяют давления внутри клетки, не участвуют в химических процессах. При необходимости под действием ферментов легко гидролизуются, образуя моносахариды.
2. Источники энергии
При гидролизе 1г углеводов выделяется 17,6 кДж энергии
3. Строительная
Полисахариды участвуют в построении гликокалекса у животных. Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы

Обобщение по уроку, вывод, выставление оценок (3 мин)



Дополнительная информация

эти листы лежат на каждой парте


Производные моносахаридов

  1. моносахариды     сахарные спирты
    Например, глицерол используется для синтеза липидов.
  2. моносахариды     сахарные кислоты
    Сахарные кислоты - промежуточные продукты углеводного обмена. Некоторые из них, например, глюкуроновая кислота, входят в состав полисахаридов, из которых состоят смолы, слизи и материал клеточных стенок. Витамин С (аскорбиновая кислота) - сахарная кислота, производное глюкозы.
  3. моносахариды     дезоксисахара
    Например, дезоксирибоза, входящая в состав ДНК.
  4. моносахариды     аминосахара
    Например,
    1. глюкозамин, использующийся в синтезе хитина;
    2. галактозамин, использующийся в хрящах.


Строение макромолекул полисахаридов




Rambler's Top100