|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
В старших классах на уроках математики использую лекционно-семинарскую систему. Эта система включает в себя уроки различных типов. На лекции излагаю весь теоритический материал изучаемого раздела. Уроки - семинары могут быть посвящены повторению, углублению и обобщению пройденного материала, приобретению новых знаний. Уроки - практикумы позволяют применять математические знания в процессе решения задач. На контрольно - зачетных уроках проверяются знания, умения и навыки учащихся, приобретенные ими в процессе изучения данной темы, а также связанных с ней предыдущих тем. Хочу рассказать о нетрадиционных уроках, на которых происходит закрепление, обобщение и углубление знаний, полученных на лекции. В процессе выполнения разнообразных упражнений у участников вырабатываются навыки и умерия по теме, частично систематизируется изученный материал, выделяется главное. На таких уроках обязательно использую дидактические игры и игровые ситуации. Для создания игровых ситуаций использую истрические сведения, занимательные задачи, жизненные факты, задачи - рисунки, примеры из других предметов, межпредметные связи. Работу с учащимися провожу в группах по 4 - 5 человек в группе. Обычно делаю 5 групп. Каждая группа имеет своего капитана. Групповая работа позволяет сочетать коллективную и индивидуальную формы работы. Задания для групповой работы учащиеся обсуждают в группах, затем начинается "защита" решений. За правильные ответы группы получают игровые баллы. Задания для индивидуальной работы выполняет каждый учащийся, потом получает за это оценку. Награждается группа, набравшая наибольшее число баллов. План нетрадиционного урока
ЯрмаркаАктуализация опорных знаний. Цель: проверить готовность команд к игре, повторить и закрепить основные вопросы по данной теме. Группам на карточках даются вопросы и задания, которые они обсуждают, а затем "защищают" свои решения. Математическое лотоЦель: закрепление и повторение материала, отработка формул. Правила игры. В специальном конверте каждой группе предлагается набор карточек (обычно делаю 10 карточек). Это - карточки-задания. Имеется другой набор карточек. Это - карточки-ответы, которых больше, так как среди ответов есть ложные ответы. Решая пример, учащийся находит ответ, и эту карточку (ответ) накрывает соответствующий номер в специальной карте. Если все задания выполнены правильно, то обратные стороны карточек-ответов составляют какую-то картинку или рисунок. Каждый ученик в группе решает по 2 задания. Номера в специальной карте совпадают с номерами карточек-заданий. Специальная карта:
Эту игру можно провести и иначе. Пригласить по 2 человека от каждой группы для выполнения заданий. Учащиеся находят ответы на карточках, разложенных на столе учителя. В случае правильных ответов на магнитной доске получается большая картинка, которую видит весь класс. ПасьянсЦель: закрепление различных формул. Это могут быть тригонометрические формулы, формулы решения тригонометрических уравнений, формулы производных. Правила игры. Пасьянс содержит 20 карточек, на которых написано 10 формул ( левая часть до равенства - на одной карточке, правая - на другой ). Эти карточки раскладываются в 4 ряда по 5 карточек в каждом ряду. Карточки можно брать по 2 либо по вертикали, либо по горизонтали. Каждая пара считается удачей, если она составляет формулу. ПАСЬЯНС ( пример ).
Удачные пары:
Домино.Цель: закрепление изученной темы и повторение материала. Отработка различных формул. Правила игры. Домино содержит 16 карточек и одну - начальную карточку. На одной половине карточки написано задание, на другой - ответ к другой карточке. В группе распределить 16 карточек между игроками. Действия игроков такие же, как в обычном домино. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее. Домино ( пример ) по теме "Производная".
Дело.Презентация команд.Цель: систиматизация и углубление знаний по теме. Это основная часть работы на уроке. Группам даются задания, в течение определенного времени они готовятся, и затем каждая группа представляет свое задание.Здесь возможны и домашние задания. Некоторые варианты заданий: а) углубленное изучение некоторых вопросов, б) обмен домашними заданиями и ответ на них, в) практическое применение вопросов теории, г) связь с другими предметами, д) творческая работа по теме: например, написать стихотворение. Творчество.Индивидуальная работа.Цель: проверка знаний, умений и навыков по теме у каждого учащегося. Каждый ученик получает задание, которое решает и за это получает оценку. Задания могут быть дифференцированными. Это задание можно назвать: "оцени себя". Учащимся предложить задания на оценки: "3", "4", "5". Наши ошибки.Цель: уметь находить ошибки в определенном тексте. Групповая работа. Каждая группа получает задание с допущенными ошибками. Надо зафиксировать все ошибки и исправить их. Группа, не заметившая ошибки, получает "штрафные" баллы. Это задание составляется из тех же ошибок, которые допускают сами учащиеся. Во время поиска ошибок ученики показывают свои знания. Нетрадиционный урок - игра, рассчитанная на 2 часа. Имеет познавательное, обучающее, развивающее и воспитательное значение. Можно использовать музыку таких композиторов, как Бах, Бетховен, Штраусс, Глинка, Мусоргский. Музыку можно включать во время индивидуальной работы, когда учащиеся решают самостоятельное задание. |