I. Проектируем SB
 |
а) сколько прямоугольных треугольников изображено на чертеже ?
б) почему треугольники прямоугольные ?
в) доказать, что треугольник ASB и треугольник ASD - прямоугольные ? |
II. Что принимаем за угол между наклонной и плоскостью ? ( Стереометрические ящики и определение
наименьшего угла ). Выделить одну из наклонных на чертеже.
 |
Теорема: Угол между наклонной и ее проекцией на плоскость есть наименьший угол между е
наклонной и любой прямой, лежащей в этой плоскости. |
Доказать самостоятельно.
 |
Дано: АО ; АВ-наклонная; ОВ- проекция АВ; ВС
Доказать: 1 < 2
Д.п. ВС=ВО |
Вывод: из бесконечномалых углов, которые прнимает наклонная с прямыми на плоскости, единственное
значение имеют угол между наклонной и ее проекцией.
Определите угол между наклонной и плоскостью.
 |
1) Угол ( AD1 и плоскость ABCD )
2) Угол ( BD1 и плоскость A1B1C1D1 )
3) Угол ( B1C и плоскость DD1C1C ) |
III. Пусть
- величина угла между наклонной l и ее проекцией на плоскость
,
- величина угла
между проекцией наклонной l и прямой, проведенной в основании той же наклонной в плоскости
проекции и
- величина угла между наклонной и прямой, проведенной через ее основание в
плоскости проекции.
 |
Доказать cos = cos cos
( эта зависимость называется теоремой трех косинусов ). |
ABO; cos = |
BO |
; cos = |
BO |
|
|
|
|
AB
|
l |
BOD; cos = |
BD |
; cos = |
BD |
; BD = l cos
cos ; |
|
|
BO |
l cos |
ABD; cos = |
BD |
; cos = |
l cos cos |
= cos cos . |
|
|
AB> |
l |
Задача: Непересекающиеся диагонали двух смежных боковых граней прямоугольного
параллелепипеда наклонены к плоскости основания под углами
и
.
Найти угол между диагоналями.
|
Пусть D1AD = ; C1DC = .
Проведем в грани АА1В1В диагональ АВ1.
Диагональ AD1 является наклонной к плоскости АА1В1,
АА1 - проекция и АВ1 - прямая, лежащая в плоскости проекции. |
A1AD1 = |
 |
- ;
|
A1AB1 = |
 |
- ;
|
B1AD1 = ; |
|
|
2 |
2 |
cos = cos ( |
 |
- ) cos ( |

|
- ); cos = sin sin ; = arccos ( sin sin ) |
|
|
2 |
2 |
Практическое применение. Работа на перфокартах.
3.a ; |
a |
; a; |
2 a;
a  |
|
|
|
2 |
2 |
4.30o;60o;
45o;tg = |
1 |
;tg = |
 |
|
|
2 |
2 |
Практически определим угол между ребром и плоскостью основания.
 |
I вариант.
Определить угол, который образует ребро с плоскостью основания.
Измерить "в" и "а", на основании данных найти угол. |
 |
II вариант.
Определить угол между апофемой и плоскостью основания. |
Написать анкету. Что Вас заинтересовало, удивило на уроке.
Что больше всего запомнилось с этого урока ?