|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
I. Доклады о трении(12 мин). Доклады подготовлены учениками заранее (2 - 3 минуты на сообщение).
1. Трение и движение (скольжение и качение). 2. Трение и покой. 3. Жидкое трение (смазка). 4. Почему возникает трение (причины трения)? 5. Скользить и катиться. (Рассказ о подшипниках; качения и скольжения). II. Кто лучше ?(14 мин.) Учащиеся отвечают на вопросы по желанию, подняв руку.1. Почему любое тело, приведенное в движение в конце концов
останавливается ?
2. Как измеряют силу трения скольжения ?
3. Зачем для передвижения тяжелого груза под него кладут катки ?
4. Какими способами можно уменьшить трение ?
5. Как увеличить трение ?
6. Почему труднее санки сдвинуть с места, чем их везти ?
7. Для чего иголки тщательно полируют ?
8. Какую роль играет слюна при глотании пищи ?
9. Почему мел оставляет след на классной доске ?
10. Для чего "разводят" пилы, т.е. соседние зубья наклоняют в
противоположные стороны ?
11. У автомобиля повышенной проходимости при движении по плохим дорогам
обе оси могут работать как ведущие. При движении же по хорошим дорогам у
этих автомобилей, как и у обычных, в качестве ведущей применяют только
заднюю ось. Почему проходимость автомобиля увеличивается, когда обе оси
делают ведущими ?
12. Дайте физическое обоснование пословице : " Коси коса, пока роса, роса
долой, и мы домой." Почему при росе легче косить?
13. Почему осенью около трамвайных путей, проходящих в районе парков,
бульваров, садов, вывешивают надписи " Осторожно листопад !"
14. Почему колеса порожней автомашины буксуют больше,чем колеса груженой ?
15. По заявлению членов экипажа " Апполон - 12 " Ч.Конрода и А.Бина, по
Луне легко ходить, но они часто теряли равновесие, так как даже при легком
наклоне вперед можно упасть. Объясните явление.
III. Практические задания( экспериментальные задачи. 5 мин. по рядам )1 ряд : Сравнить силу трения покоя, скольжения, качания и вес тела.
IV. Заслушивание сказок учащихся.( 8 мин.)А теперь представим себе мир без трения. Учащимся предлагается представить себе мир без трения и прочитать свои сказки (желающие); остальные сдают учителю, а лучшие сказки вывешиваются на стенд. Например: Сказка 1." В мире трения ". ( Дудка Маша ) Сидя на уроке физики, Иванов не слушал учителя. " И зачем надо знать про
это трение, оно никому не нужно, и без него можно обойтись," - думал он.
И вдруг он ощутил, что ударился обо что-то твердое, он попытался встать,
но снова упал. Иванов все-таки встал и еле-еле передвигаясь пошел.
Все вокруг было какое-то странное, гладкое, до чего бы он не дотронулся,
все было гладким. "Странно, и машин нет ?" - удивился Иванов. "А как же
они будут ездить ?" - раздался голос сзади. Иванов оглянулся и увидел
мальчика с короной на голове и с какими-то странными приспособлениями на
ногах.
Иванов одел эти приспособления и ему стало легче передвигаться.
Внимательно посмотрев на короля, он увидел, что корона была прикреплена к
голове, каким-то необычным приспособлением.
И тут, Иванов понял, что зря он говорил о том, что трение не нужно. Он
стал смотреть по сторонам и его взору предстала стройная картина: все
люди ходили на каких-то особых приспособлениях, на дерево было невозможно
залезть, так как оно было очень гладким. Все предметы, при малейшем
прикосновении, падали.
Иванов проснулся, он сидел за партой в кабинете физики : " Трение - это сила, без которой прожить нельзя ." - ответил он и был прав ! Сказка 2." Приключения Савушкина. "( Аминова Оля) Однажды Савушкин получил двойку по физике. Они как раз проходили тему " Сила трения ". Придя домой, эакинув учебник по фиэике в дальний угол, он с ненавистью подумал: "Пропади ты пропадом, сила трения ". И вдруг он поскользнулся и упал на ровном месте. Савушкин попытался встать, ухватившись за ножку стула. Стул с легкостью выскочил из его рук и отлетев в сторону, опрокинул этажерку с книгами. В комнате начался кавардак. Предметы слетали со своих мест и, кружась по комнате, сталкивались и разлетались в разные стороны. Из дальнего угла, размахивая страницами, вылетел учебник физики. Комната была похожа на космический корабль, находящийся в невесомости. Савушкин, собравшись с силами, попытался поймать учебник. Вдруг его осенило : по его желанию исчезла сила трения. Савушкин летал по комнате и догонял учебник. Наконец он ухватил его, на лету открыл заданную страницу и прочитал параграф и понял, какое огромное значение имеет сила трения в жизни. Благодаря силе трения по улицам ездят автобусы, ходят люди и животные, лыжники скользят по снегу, фигуристы катаются на льду, предметы стоят на своих местах. Вдруг в комнате все встало на свои места. Сила трения возобновила свое действие. Савушкин с облегчением вздохнул. С этого дня он стал серьезно заниматься физикой. Сказка 3." В мире без трения. "( Перцова Таня ) Однажды мой друг поехал в другой город. Вот, что он мне рассказал : " Я приехал в город и пошел искать гостиницу. Найдя ее, я заплатил за неделю вперед и пошел в свой номер. Только я решил отдохнуть, как раздался противный гудящий звук. Вдруг кровать отъехала от стенки на середину комнаты. Пол из под моих ног уехал и я упал. Звук прекратился. Я встал, поправил костюм и сел на кровать. Казалось бы ничего и не произошло, но кровать оказалась на середине комнаты, а на моей коленке была ссадина. Но, что это было ? Я не стал мучить себя этим вопросом и все же решил отдохнуть. Вдруг снова раздался этот звук. В этот раз я решил не оставаться в комнате. Еле держась за стены я вышел в коридор. Что там было ! Дорожки ехали из-под моих ног. Шкаф отъезжал от стены, теряя по дороге дверцы, и разваливаясь на части. Еле-еле я вышел на улицу. На моем пути все разваливалось и падало. На улице прохожие делали какие-то беспорядочные движения, падали. Автобус гнал с бешеной скоростью, из кабины высунулось искаженное страхом лицо водителя и он закричал : " Не могу остановить машину, тормоза не действуют !" Наконец звук прекратился. Из гостиницы выбежал мой сосед с коробочкой в руках. "Наконец-то! Наконец- то! Сила трения. Я изобрел ее" - так он кричал. Он подбежал ко мне и крикнул " Посмотрите! " Он включил какую-то кнопку и.....Но звука не было. Машинка развалилась. Вместо нее на асфальте лежала груда винтиков, шурупов и всяких деталей. Это все, что от нее осталось. Машинка была не исключением и сила трения не действовала и в ней. Подведение итогов :(2 мин) После прочтения еще нескольких сказок, учитель подводит итоги.А теперь подведем итоги и оценим трение по заслугам. Конечно, только благодаря наличию в природе силы трения возможна жизнь в том виде, в каком она существует на Земле. Но вместе с тем, трение изнашивает машины и подошвы нашей обуви, двигатели автомобилей, самолетов, паровозов. Они все работают против трения (сухого и жидкого), на это тратится огромное количество различных видов горючего. Трение в одних условиях полезно, а в других вредно. Следовательно, надо умело использовать силы трения. Когда в повседневной жизни, в производстве, в технике, на транспорте трение нам необходимо, нужно увеличивать его. Когда трение мешает, вызывает расход энергии и материалов, необходимо уменьшать его. Так люди поступают с незапамятных времен. Но, чтобы подчинить себе трение нужно знать какие законы им управляют. а) Чем больше давление между соприкасающимися поверхностями, тем больше сила трения покоя. б) Во сколько раз увеличивается давление, во столько раз увеличивается трение покоя. в) Величина силы трения эависит от рода трущихся поверхностей. г) Сила трения качения меньше силы трения скольжения. д) Смазка уменьшает трение. Дома : повторить $ 30 - 32
Литература :
|