Задания

23 СЕНТЯБРЯ - до 15 часов (мск) принимаются ответы зарегистрированных команд в виде онлайн-тестирования через Виртуальный кабинет.

Тур посвящен взглядам на природу в античной натурфилософии и мифологии. Современная наука, в том числе биология, уходит своими корнями в античный мир. Европейская цивилизация начиналась в греческих городах-государствах, разбросанных по берегам Средиземноморья. Вся современная биологическая терминология пронизана именами античных богов, героев и простых смертных, вошедших в сокровищницу мировой культуры.
В те времена еще не было науки как таковой. Она зарождалась как ФИЛОСОФИЯ, стремление к мудрости. Античные философы не стремились анализировать природу как современные ученые, а пытались охватить умом всю ее целиком, понять основные свойства и закономерности окружающего мира.
Античный мир – детство человечества. Во многом наивное, чистое, прекрасное, хотя и омраченное войнами, конфликтами, рабством. Знание античной культуры и философии – основа мировоззрения любого культурного и просвещенного человека.

Задание 1.
Любая эволюционная теория начинается с признания постоянного изменения природы. Сам термин «эволюция» означает «развертывание». Один очень известный античный философ, глядя на эту реку (рис. 1), высказал мысль о постоянных изменениях как об основном свойстве природы.

Рис. 1

Вот портрет этого философа (рис 2):

Рис. 2

Он был одним из знатнейших граждан своего города и даже имел права царя, но уступил их своему младшему брату и жил в уединении, чтобы ничто не мешало его размышлениям. У него не было учеников и сам он ни у кого не учился. Его называли «темным», «мрачным». Он пользовался огромным авторитетом среди других мудрецов. Презирал толпу. «Для меня один равен десяти тысячам, если он лучший». Считал, что «без борьбы нет противоположностей, без противоположностей нечему соглашаться, нет жизни, мира, гармонии». Поэтому его считают отцом диалектики, идеи борьбы за существование как источника развития.

Вопрос 1. Где жил этот античный мудрец? Подсказка: вот современное фото этого места (рис. 3):

Рис. 3
  • а) в Афинах
  • б) в Сиракузах
  • в) в Милете
  • г) в Пергаме
  • д) в Олимпии
  • е) в Спарте
  • ж) в Коринфе
  • з) на острове Самос
  • и) в Микенах
  • к) в Карфагене
  • л) в Риме
  • м) в Фивах
  • н) ни в одном из перечисленных мест

Вопрос 2. Как называется река, на которую любовался философ (рис.1)?

  • а) Каистр
  • б) Меандр
  • в) Тибр
  • г) Рубикон
  • д) Кифис (Кифиссос)
  • е) Симето
  • ж) Нестос
  • з) Пиниос
  • и) здесь нет правильного ответа

Вопрос 3. В каком веке он жил?

  • а) в VIII-VII веках до н.э.
  • б) в VI веке до н.э.
  • в) в VI-V веках до н.э.
  • г) в IV веке до н.э.
  • д) в III веке до н.э.
  • е) во II веке до н.э.
  • ж) в I веке н.э.

Задание 2.
Эта богиня греческого пантеона подарила людям возможность получать некую жидкость, которая стала одной из основ античной экономики. Вот изображение богини (рис 4).

Рис. 4

Ее символами являются сова и змея.
Почти в каждом античном городе были храмы этой богини, например вот этот (рис. 5)

Рис. 5

Вопрос 4.
Что это за «жидкий дар» богини?

  • а) виноградное вино
  • б) виноградный уксус
  • в) этиловый спирт
  • г) оливковое масло
  • д) подсолнечное масло
  • е) нефть
  • ж) целебная минеральная вода

Вопрос 5.
С этой же богиней ассоциировалось и дерево, венком из которого увенчивались олимпийские чемпионы античности. Что это за дерево?

  • а) финиковая пальма
  • б) лавр благородный
  • в) олива
  • г) гранатовое дерево
  • д) виноградная лоза
  • е) фисташковое дерево
  • ж) кипарис

Задание 3.
Еще одна высокочтимая греческая богиня считалась покровительницей всего живого, богиней плодородия (рис. 6)

Рис. 6

Ее самый знаменитый храм огромных размеров в одном из античных городов считался одним из чудес света. Сейчас от этого храма осталась лишь колонна, на которой всегда вьют гнездо аисты, символизируя жизнь, покровительницей которой является богиня, (рис.7)

Рис. 7

Вопрос 6.
На территории какой современной страны находится этот храм?

  • а) Италии
  • б) Албании
  • в) Греции
  • г) Кипра
  • д) Турции
  • е) Ливана
  • ж) Болгарии
  • з) Македонии
  • и) Хорватии
  • к) Черногории

Задание 4.
Вот изображение еще одного крупнейшего античного мыслителя: (рис 8)

Рис. 8

Он считал, что все живые организмы произошли из некоей первичной субстанции, образовавшейся из смешения четырех основных стихий: огня, воздуха, воды и земли. Эти стихии слагаются и разлагаются под действием вражды и дружбы, ненависти и любви (нейкос и филия): «То любовью соединяется все воедино, то ненавистью все несется в разные стороны». Так создались сначала растения, а затем и животные. Но сначала это были не целые существа, а их отдельные части, соединенные случайным образом. Затем негармоничные сочетания распадались, а гармоничные оставались жить и образовывали новые сочетания. «Из этих союзов родились бесчисленные роды смертных…».

Вопрос 7.
Подумайте, какие из научных идей предугадал этот философ (выберите один или несколько правильных ответов)

  • а) идея перехода количественных изменений в качественные
  • б) идея божественного происхождения жизни
  • в) идея естественного происхождения жизни
  • г) идея естественного отбора
  • д) идея мутационной изменчивости
  • е) идея наследования благоприобретенных признаков
  • ж) идея занесения жизни на Землю из космического пространства

Вопрос 8. Как звали этого философа?

  • а) Демокрит
  • б) Левкипп
  • в) Аристарх
  • г) Сократ
  • д) Платон
  • е) Анаксагор
  • ж) Протагор
  • з) Пифагор
  • и) Фалес
  • к) Анаксимандр
  • л) Геродот
  • м) Диоген
  • н) Аристотель
  • о) здесь нет правильного ответа

Задание 5.
А этот античный философ разработал учение о биологической целесообразности и создал первую классификацию живых организмов. Он настолько известен, что нет необходимости приводить здесь его изображение.

Вопрос 9.
Как его звали?

  • а) Демокрит
  • б) Левкипп
  • в) Аристарх
  • г) Сократ
  • д) Платон
  • е) Анаксагор
  • ж) Протагор
  • з) Пифагор
  • и) Фалес
  • к) Анаксимандр
  • л) Геродот
  • м) Диоген
  • н) Аристотель
  • о) здесь нет правильного ответа

Вопрос 10.
Этот философ был учителем другого выдающегося деятеля античной эпохи. Кого?

  • а) царя Леонида
  • б) Софокла
  • в) Солона
  • г) Демосфена
  • д) Ликурга
  • е) Фемистокла
  • ж) Лисандра
  • з) Александра Великого
  • и) Агиса
  • к) Клеомена
  • л) здесь нет правильного ответа

Задание 6.
Огромное количество имен мифологических персонажей использовалось учеными для названий видов, родов, семейств животных и растений.

Вопрос 11.
Установите соответствие между именем античной героини картины Рембрандта (рис. 9) и бабочкой из семейства, названного в ее честь (рис. 10, 11, 12, 13, 14):

Рис. 9


Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

Вопрос 12. Две из бабочек на рисунках 10-14 представляют собой самца и самку одного вида, названного в честь известнейшего героя одной из поэм Гомера. Укажите номера изображений этих бабочек.

  • а) 10 и 11
  • б) 11 и 12
  • в) 13 и 14
  • г) 10 и 12
  • д) 12 и 13
  • е) 12 и 14
  • ж) 10 и 14

23 СЕНТЯБРЯ - до 15 часов (мск) принимаются ответы зарегистрированных команд в виде онлайн-тестирования через Виртуальный кабинет.