Задания

Вопросы к 4 туру эколого-биологической викторины 2010-2011 уч. года.

Тур посвящен русским и советским ученым ХХ века, внесшим большой вклад в развитие генетики и эволюционной теории.

Выберите один или несколько правильных ответов или впишите ответ ОДНИМ СЛОВОМ.

Вопрос 1.
Этот ученый (рис. 1) в начале своей научной карьеры еще будучи студентом на основании своих энтомологических исследований открыл важнейшее явление, которое сейчас относят к одному из элементарных эволюционных факторов.

Рис. 1

Он назвал это явление двумя словами: «______________ ЖИЗНИ» (Впишите недостающее СЛОВО)

Вопрос 2.
В каком году была опубликована его работа с этим открытием? (Впишите ответ одним числом из 4 цифр)

Вопрос 3.
Позже этот ученый (рис. 1) публикует свою важнейшую работу, с которой начинается «примирение» враждовавших до сих пор генетики и классического дарвинизма. Поэтому его вполне заслуженно считают основоположником популяционной генетики и современной теории эволюции. Эта знаменитая работа была опубликована в ___________ году. (Впишите ответ одним числом из 4 цифр).

Вопрос 4.
Уже будучи знаменитым ученым, он (рис. 1) стал одним из первых советских биологов, подвергнутых политической травле и репрессиям за свое «непролетарское» происхождение и свободолюбивые высказывания. В _____ году он был арестован и сослан в г. Свердловск, где несмотря на ограничения в передвижении нашел возможность продолжать работу и собрать богатейшую коллекцию бабочек. Впишите год его ареста одним числом из четырех цифр.

Вопрос 5.
После окончания ссылки этот ученый (рис. 1), которому было запрещено жить в Москве, некоторое время работает с Горьковском университете заведующим кафедрой генетики и деканом факультета. В честь этого на здании биофака Нижегородского университета установлена мемориальная доска с его барельефом (рис.2):

Рис. 2

Почему этот ученый с 1948 года не работал в ННГУ?

Выберите правильный ответ:
  • 1) Перешел работать в Московский университет
  • 2) Ушел на пенсию
  • 3) Был уволен как проводивший активную борьбу против мичуринцев и мичуринского учения (лысенковщины)
  • 4) Ушел с работы по болезни
  • 5) Был арестован

Вопрос 6.
Впишите фамилию этого ученого одним словом

Вопрос 7.
Другой русский ученый (рис. 3) в первой трети 20 века опубликовал работу, которая прославила его на весь мир. В этой работе в эксперименте была обоснована возможность нового способа видообразования у растений. Он два года работал в лабораториях США, в том числе у Т.Г. Моргана.

Рис. 3

Напишите одним словом латинское название растения, которое было искусственно получено этим ученым и принесло ему всемирную славу (писать латинскими буквами).

Вопрос 8.
Свой доклад о получении нового вида он (рис. 3) сделал в Берлине на международном конгрессе. Когда состоялся этот конгресс? (Впишите ответ одним числом из 4 цифр).

Вопрос 9.
Этот ученый (рис. 3) был репрессирован, однако судьба его оказалась гораздо более трагической, чем у ученого на рис. 1. Он был расстрелян в 1941 году, и судьба его оставалась никому не известной более 10 лет. После посмертной реабилитации в 1956 году его знаменитая работа была включена в школьные учебники биологии и оставалась там около 40 лет. Впишите его фамилию одним словом.

Вопрос 10.
Имя этого русского ученого (рис. 4) было известно во всем мире. Он прославился не только своими научными идеями, но и как организатор российской (советской) экспериментальной биологии. Множество его сотрудников и учеников внесли огромный вклад в самые разные области биологической науки.

Рис. 4

Некоторые его идеи опередили свое время на десятки лет. Среди перечисленных открытий отметьте те, которые предсказал этот ученый.
  • 1) идея цитоплазматической наследственности
  • 2) идея о роли хромосом в определении пола
  • 3) идея о наличии в клетках цитоскелета
  • 4) идея триплетности генетического кода
  • 5) идея матричного синтеза
  • 6) идея о наличии молекул-посредников между ДНК и белками
  • 7) идея о возможности преодоления стерильности гибридов путем полиплоидии
  • 8) гипотеза о том, что именно ДНК, а не белки, является носителем наследственной информации

Вопрос 11.
Впишите фамилию этого ученого одним словом

Вопрос 12.
А этот крупный русский ученый (рис. 5) почти не имел отношения к биологии, однако отличался настолько широким научным кругозором, что высказал важнейшую биологическую гипотезу, которая была впоследствии блестяще доказана.

Рис. 5

Что это за гипотеза?
  • 1) гипотеза о наличии в митохондриях собственной ДНК
  • 2) гипотеза редупликации ДНК
  • 3) гипотеза двуспиральности ДНК
  • 4) гипотеза о том, что именно ДНК, а не белки, является носителем наследственной информации
  • 5) гипотеза триплетности генетического кода
  • 6) гипотеза о существовании процесса обратной транскрипции
  • 7) гипотеза о существовании так называемой «мусорной» ДНК
  • 8) гипотеза о существовании генов-регуляторов активности других генов

Вопрос 13.
Кто был этот ученый (рис. 5) по основной специальности (впишите ответ одним словом)

Вопрос 14.
В какую страну эмигрировал этот ученый (рис. 5), опасаясь репрессий у себя на родине? Впишите ответ одним словом.

Вопрос 15.
Впишите фамилию этого ученого (рис. 5) одним словом.