Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе, - Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем. Федор Тютчев. |
Цели предлагаемого проекта направлены на развитие практического междисциплинарного подхода в экологическом образовании школьников среднего звена и старших классов, создание международной независимой сети мониторинга биоразнообразия водных экосистем, задачи сформулированы по принципу "от простого - к сложному":
Эволюцию понятия "микрокосм" можно проследить с древнеиндийских Вед до русского космизма, но в экологическом аспекте оно означает экспериментальную микроэкосистему, в простейшем случае - аквариум. Это прекрасный объект для развития системного подхода в экологическом образовании, иллюстрирующий взаимосвязь и сходство экосистем разного порядка. В последние годы с легкой руки Нобелевского лауреата Ильи Пригожина стало довольно модным понятие фрактала. Оказывается, все не так уж сложно, и холистические взгляды вполне реально довести до сознания домохозяйки и школьника.n
Изменение биоразнообразия сообществ микроорганизмов может служить ранним сигналом о любых неблагоприятных воздействиях на водоем. Незначительные, "мягкие" перемены в биоценозе начинаются с микромира. Благодаря быстрой смене поколений микроорганизмов, изменения в структуре биоценоза лавинообразно нарастают и приобретают все более необратимый характер (принцип триггера). Таким образом, система мониторинга биоразнообразия микроорганизмов способна своевременно предупредить о необходимости оперативных действий, предотвращающих гибель высших организмов и отрицательное влияние на здоровье человека.
Разработаны упрощенные показатели трофического статуса водоемов, токсичности, ацидификации на основе учета отдельных групп организмов (экоморфотипов), различающихся способами питания и характером движения.