Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Безух Ксения Евгеньевна

учитель биологии
средней школы N43
им. А.С. Пушкина
г. Ярославля

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"

Методическая разработка спецкурса для учащихся 8(9) классов общеобразовательной школы "Подросток и его здоровье"

[предыдущая глава] [возврат к плану] [следующая глава]

4.1. Психотренинг "Предупреждение употребления психоактивных веществ"

Тренинговые занятия призваны осуществлять систему воздействий, повышающих самоуваже ние детей и обучающих их достойному поведению в разного рода проблемных ситуациях.
Цель тренингов:

  • ознакомить учащихся с видами наркотических веществ и причинами их употребления;
  • научить определять последствия приема наркотиков для здоровья, душевного благополучия, состояния школьных и домашних дел;
  • сформировать отрицательное отношение к употреблению наркотических средств;
  • осознать возможные социальные мероприятия по борьбе с наркоманией.

Преимущество тренинговых занятий состоит в том, что в них выход на личностные проблемы участников идет через работу с поведением в конкретных ситуациях, через освоение навыков, специфика которых состоит в том, что овладение ими возможно только при работе над собой.

На тренинге большое внимание уделяется обсуждению конкретных ситуаций, личного опыта каждого участника группы, однако, если вы тратите на какой-то этап занятия больше времени, чем это запланировано, то у участников остается меньше времени на выполнение других упражнений Важно понимать это и ограничивать обсуждения.

В ходе занятий необходимо также разрабатывать и осуществлять систему воздействий, повышающих самоуважение детей и обучающих их достойному поведению в разного рода проблемных ситуациях.

Занятие. "Ситуация: проблемная, кризисная или критическая?"

В ходе занятия у учащихся должны быть сформированы умения:
а) распознавать ситуации, в которых они не в состоянии помочь;
б) направлять людей к тому, кто способен оказывать помощь в такого рода ситуациях;
в) временно оказывать неотложную помощь при наркомании, токсикомании, алкоголизме.

Необходимые материалы: листок учителя "Ситуация: проблемная, кризисная или критическая?", рабочие листки "Действия в ситуациях неотложной помощи при наркомании".

Ход занятия:

1. Выяснение у группы, возникала ли у них когда-либо ситуация, когда друг оказывался в тяжело состоянии, а они не знали, что делать. Это занятие посвящено обсуждению того, что следует предпринимать в тех ситуациях, когда мы не можем оказать помощь сами. Существует несколько причин, когда мы бываем не в состоянии помочь друг другу. У нас может не хватать времени или сил, чтобы помочь, или проблема может оказаться слишком серьезной для нас. Как установить, что проблема слишком тяжела, чтобы справиться без посторонней помощи?

2. Обсуждение следующих признаков, указывающих на то, что одному проблема не по плечу:

  • здоровье лица, нуждающегося в помощи, находится в опасности;
  • резкое изменение поведения человека;
  • человек не видит надежды на улучшение своего состояния, не видит выхода из сложившейся ситуации.

3. Ознакомление с содержанием листка учителя "Ситуация: проблемная кризисная или критическая?". После описания каждой ситуации предложить учащимся определить, является ли он проблемной (в которой они могут действовать по своему усмотрению), кризисной (когда они НЕ уверены в серьезности ситуации) или критической, требующей неотложной помощи, и обосновать свои доводы.

4. Группа делится на подгруппы по 3 человека, чтобы учащиеся попрактиковались в обращении помощью. Разъяснение каждому из трех членов подгруппы смысла проигрываемых им ролей:

  • Первый обращается ко второму за помощью со своей проблемой. Первый может смутно или ясно понимать свою проблему, но он должен попросить у второго некоторого совета. Первый может откликнуться положительно или отрицательно на рекомендации второго, но в конечном счете должен согласиться обратиться в рекомендуемую службу.
  • Второй должен установить, что за проблема, ответить "нет", если он не в состоянии помочь, если проблема связана с необходимостью неотложной помощи, то попытаться направить первого в соответствующую службу.
  • Третий член подгруппы должен наблюдать за ходом общения и впоследствии обеспечить обратную связь остальным участникам подгруппы. Необходимо провести три ролевые игры, чтобы каждый имел возможность побывать во всех положениях и позициях.

Следующий этап занятия - дискуссия по вопросам:

  • Как вы себя чувствовали, отвечая "нет" просящему вас о помощи?
  • Как вы себя чувствовали, когда тот, к кому вы обратились за помощью, перенаправил вас к другому?

5. Работа учащихся с листками "Действия в ситуациях неотложной помощи при наркомании". Обратить внимание, что очень важно знать, что делать в ситуации неотложной помощи до прибытия специалиста.

6. Обсуждение итогов работы группы.

Рабочий листок
"Действия в ситуациях неотложной помощи при наркомании"

Симптомы:
1. Дыхание - менее 9 вдохов за минуту;
2. Пульс - 50 ударов и меньше и уменьшение пульса или 140 и больше;
3. Расширение зрачка глаза - не реагирует на свет;
4. Реакция на боль - не реагирует на щипок.

Общие советы:
1. Сохраняйте спокойствие, делайте глубокий вдох и выдох. Не допускайте, чтобы тревожность передалась человеку, который находится в тяжелом состоянии.
2. Оцените ситуацию. Взгляните на проблему здраво. И перед тем, как что-либо предпринять, решите, насколько она серьезна.
3. Попытайтесь разузнать от человека, какие именно наркотики он принял.
4. Помните об основных опасностях:
а) введение чего-либо внутрь организма может вызвать тошноту и привести к рвоте. НЕ ДАВАЙТЕ ПОРАЖЕННОМУ НАРКОТИКАМИ ЧЕЛОВЕКУ ПИЩИ, ПИТЬЯ, ЛЕКАРСТВ;
б) любое резкое или неосторожное движение может привести к падению или обмороку человека и в конечном счете к увечью. Поддерживайте человека в спокойном состоянии;
в) если вы видите, что человек находится в обморочном состоянии или ему трудно дышать, ВЫЗЫ-ВАЙТЕ НЕОТЛОЖНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.

Что нужно знать о первой помощи человеку,
пораженному наркотиками:

1. Поддерживайте человека в спокойном и удобном состоянии.
2. Не оставляйте одного человека, если его тошнит; положить его следует так, чтобы голова была повернута в сторону, а не запрокинута назад, тем самым исключается возможность захлебнуться рвотными массами.
3. Следите за дыханием. Если губы и кончики пальцев начинают синеть, значит дыхание прекращено.
4. Соблюдайте дистанцию. Перед тем, как приблизиться или прикоснуться, объясните, что вы собираетесь сделать.
5. Говорите в ясной, успокаивающей манере.
6. Не позволяйте пораженному наркотиками человеку ходить, бегать и вообще двигаться. Прежде всего, не разрешайте ему садиться за руль.
7. Не давайте ничего в рот (пищу, жидкость или лекарство) с целью приведения в чувство (единственное, что может отрезвить человека, это время).
8. Не ставьте человека под холодный душ, шок может привести к потере сознания, падению или увечью.
9. Не принуждайте человека делать что-либо без трезвого помощника.
10. Не смейтесь, не насмехайтесь, не вызывайте гнева, спора или угрозы.

Листок учителя "Ситуация: проблемная, кризисная или критическая?"

ЦЕЛЬ: Определить, являются ли перечисленные ситуации проблемными, кризисными или критическими.

УСЛОВИЯ: Описанные персонажи нуждаются в помощи и в критической, и в проблемной ситуации, но критическая ситуация указывает на необходимость незамедлительной помощи специалиста.

Если учащиеся не могут определить, является ли ситуация проблемной или критической, то им следует квалифицировать ее как кризисную и искать дополнительной помощи.

1. Мария расстроена из-за неудачи на контрольной работе по математике. Ее заставили в течение двух недель заниматься только этим предметом, и поэтому ей придется пропустить вечер, которого она ждала целый месяц. Ей кажется, что она никогда не поладит с родителями, и она недавно начала пить вино. (Вероятно, это временная проблема).

2. С прошлого месяца Анна рассталась со своим амплуа лидера класса. Уже больше месяца она ни с кем не разговаривает, поэтому трудно сказать, что именно с ней происходит. Она живет со своей мамой, которая редко бывает дома. Но и в то время, когда бывает дома, она не уделяет достаточно времени своей дочери. На прошлой неделе Аня дешево продала свой магнитофон, отдала свою любимую книгу - сборник рассказов Вирджинии Вульф. (Вероятно, кризисная ситуация, поскольку она раздает вещи, что свидетельствует об отсутствии видов на будущее. К тому же вспомните, что Вирджиния Вульф покончила с собой).

3. Еще два месяца назад Миша был отличником. Сейчас он не справляется с контрольными работами, несколько раз опоздал на занятия, и создается впечатление, что школа его не интересует. Миша завел себе круг новых друзей из числа тех, кого считают "трудными". Товарищи замечают, что он апатичный, часто "проглатывает" слова и иногда ходит, пошатываясь. (Вероятно, критическая ситуация, поскольку его поведение заметно изменилось и ухудшилось физическое состояние).

4. Саша сегодня не в духе. Он ушел с середины футбольной игры, ругая как противников, так и своих товарищей по команде. На прошлой неделе его брат погиб в автокатастрофе, и факты свидетельствуют, что он пил. После этого случая Саша стал угрюмым, малообщительным, враждебным. Его видели с бутылкой водки. (Вероятно, критическая ситуация, потому что раньше с ним такого не было. Требуется оказание квалифицированной помощи).

5. Юля пришла в школу с синяком на щеке. Сначала она говорила, что кто-то нечаянно, открывая дверь, задел ее лицо, но позже призналась, что накануне отец вернулся домой пьяным и побил ее. Подобное случалось с Юлей и раньше, но возможно, не так грубо, и она принимает все как неизбежность. Школьные отметки у Юли хорошие, но сама она слишком застенчива, и все, кто ее знает, говорят, что самоуважение очень низкое. (Вероятно, критическая ситуация, т.к. здоровье девочки подвергается опасности, и избиения могут усиливаться. Юлия - жертва алкоголизма, хотя сама не пьет).


[вверх]
Rambler's Top100