Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Безух Ксения Евгеньевна

учитель биологии
средней школы N43
им. А.С. Пушкина
г. Ярославля

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"

Методическая разработка спецкурса для учащихся 8(9) классов общеобразовательной школы "Подросток и его здоровье"

[предыдущая глава] [возврат к плану] [следующая глава]

2. Здоровьесберегающие дидактические технологии и методы

Ухудшение здоровья школьников - это объективный процесс, на который влияют различные взаимодействующие факторы:

  • биологические
  • социальные
  • экологические
  • условия и технология воспитания и обучения детей и подростков.

Четвертая группа выступает предметом изучения и попыток направленного воздействия со стороны работающих в системе образования специалистов: педагогов, психологов, медицинских работников, но, согласно многочисленным исследованиям, не все они могут претендовать на валеологическую целесообразность, т.е. сберегать здоровье.

Изменить ситуацию может валеологическая педагогика с технологиями, вводящими ребенка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышением мотивации. Под валеологическими технологиями понимают конкретный набор операций преподавателя (часто с применением технических средств) по претворению того или иного метода в практику обучения.
Основные показатели этих технологий - личностная направленность, интенсивность - не дают дополнительной нагрузки на нервную систему и ускоряют творческое развитие личности.

Под интенсивными целесообразно понимать такие методы, которые дают возможность овладеть какими-либо теоретическими или практическими областями знаний за более короткое время, чем это происходит при обучении традиционными методами, не причиняя вреда здоровью обучаемого, учитывая его резервные возможности.

Эффективность применения тех или иных методов валеологических технологий окажется выше, если учащиеся сами будут заинтересованы в получении необходимой суммы знаний, развитии и многоаспектном использовании своей творческой активности с целью сохранения и улучшения собственного здоровья и здоровья окружающих людей.

Однако, в развитии интереса к учебному курсу нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Наука должна увлечь детей своей необычностью, с одной стороны, и узнаваемостью фактов, с другой. Поэтому работу с учащимися необходимо строить на любимых ими занятиях. А любят они играть, действовать, размышлять, особенно на начальном этапе изучения нового предмета. Необходимо вовлекать учащихся в активную деятельность, иначе любой содержательный материал вызовет у них лишь созерцательный интерес, который не будет познавательным.

Перечисленным требованиям наиболее полно удовлетворяют программы, целиком направленные на сохранение (улучшение) психофизического здоровья школьников и их успешную социализацию. Однако, следует отметить, что в рамках общеобразовательной школы редко удается осуществить замысел такой программы в полном объеме. В данных условиях целесообразнее использовать специальные обучающие курсы, отвечающие методическим требованиям валеологических технологий.

Предлагаемый курс "Подросток и его здоровье", при его успешной реализации, позволит в некоторой степени приблизить решение задач, соответствующих целям здоровьесберегающей педагогики.


[вверх]
Rambler's Top100