Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания
Можаева Светлана Николаевна
Экологическое образование формирует у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности. Изучение экологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Для формирования научного мировоззрения школьников важно знать связь теории с методологией, с картиной мира, знать формы и способы их взаимодействия. Изучение основ науки заключается не только в усвоении ее содержания, но и в овладении ее методами. В овладении методами науки главную роль играют практические работы. Эти работы могут предшествовать изучению теоретического материала, совпадать с его изучением и следовать за ним. При выборе форм организации учебного процесса и методов работы в объединении необходимо учитывать содержание курса экологии, уровень развития и подготовленности учащихся, интерес кружковцев к определенным разделам предмета. Одно из главных требований к методам состоит в том, чтобы они стимулировали активную работу мысли ребят, развивали самостоятельность их мышления, способствовали творческой разносторонней деятельности. Значительное место на занятиях объединения "Юный эколог" отводятся самостоятельным практическим исследованиям. Такие занятия называются полевой практикой. Она носит краеведческий характер и призвана дать детям возможность получить навыки полевых экологических исследований. Цель таких практических работ - связать проблемы глобального масштаба с проблемами своего региона. Многолетний опыт исследовательской практики свидетельствует о том, что чем раньше учащиеся постигнут азы исследовательской работы, ее технологию и методологию, тем скорее они станут юными исследователями, состоятся как творческие личности, умеющие самостоятельно мыслить, обобщать в ходе исследования материал, составлять по данной теме рефераты и выступать с ними на научно - практических конференциях. Ребята самостоятельно готовятся к полевым исследованиям, собирают инвентарь (в частности, изготавливают сачки для забора проб воды, готовят банки для макрозообентоса, дневники наблюдений). Первые результаты своих исследований дети получают непосредственно в природе. Все данные фиксируются в дневниках наблюдений. Затем продолжение исследований переносится в лабораторию. Полученные результаты фиксируются, обрабатываются и заносятся в таблицы. На основании полученных данных ребята самостоятельно делают выводы, готовят материал для дальнейшего написания рефератов. Важнейшее место среди методов самостоятельной практической работы занимают наблюдения и эксперименты. Непосредственно на занятиях они выполняют двойную функцию. С одной стороны, как методы научного исследования, наблюдения и эксперименты являются частью содержания обучения; с другой стороны, по мере того как дети овладевают ими, наблюдения и эксперименты становятся методом, с помощью которого кружковцы могут добывать новые знания. От простых научных экспериментов постепенно происходит переход к более сложным научным исследованиям. Направления исследований могут быть разные:
Но каким бы из направлений исследовательской деятельности не занимались ребята, цель у этой работы одна - служить профессиональной ориентации учащихся. Ребята в экологическом объединении привлекаются к участию в работе различных экологических проектов (исследовательских, краеведческих, природоохранных, телекоммуникационных). Поэтому в экологическом образовании большое значение приобретает исследовательский метод. Реализация исследовательских проектов позволяет кроме образовательных задач решать следующие проблемы:
В своей работе объединения "Юный эколог" использует следующие методы биологических исследований для определения чистоты воды и загрязнения воздушной среды:
Привлечение внимания детей к экологическим проблемам, к участию в жизни объединения - одна из сложных и важных задач. Один из путей решения этой задачи - проведение открытых детских экологических конкурсов (научно-практические конференции, олимпиады, викторины и т.д.). В свете решения этой проблемы в мае 1998 года на базе городской станции юных натуралистов было открыто Детское Юннатское Научное Общество (ДЮНО) под руководством сотрудников биологического факультета ЯрГУ, академика Жакова Л.А. и заведующего кафедры "Зоологии" Семерного В.П. На первом заседании ДЮНО был принят устав общества, сформулированы цели и задачи, ознакомили присутствующих с содержанием работы ДЮНО, с его структурой. Главную цель, которую преследовали создатели общества - это дать возможность проявить себя, попробовать свои силы на научно-практических конференциях учащихся среднего школьного звена 5-9 кл., так как на городских научно-практических конференциях участвуют только ребята 10-11 классов. По уставу ДЮНО научно-практические конференции будут проводиться 1 раз в год в период весенних каникул. По результатам конференции лучшие работы учащихся будут рекомендованы на городские, областные и всероссийские научно-практические конференции, а также на экологические фестивали и выставки. Используя все вышеперечисленные методики, опираясь на результаты собственных исследований воздушно-водной среды г. Ярославля, учащиеся объединения "Юный эколог" пытаются осмыслить общий вывод об экологической обстановке в их родном городе, почувствовать себя причастными к общественно-полезной работе. И в результате, такая работа формирует у детей понимание непрерывности взаимосвязи в природе и того, как человек целиком зависит от окружающей его среды и должен заботиться о ее чистоте и здоровье. Таким образом, практическая природоохранная деятельность объединения заключается в проведении мероприятий по охране и восстановлению окружающей среды, а именно: созданию экологических карт улиц города, исследованию чистоты водоемов и анализу загрязнения воздуха города Ярославля. Учащимся предоставляется возможность апробировать свои силы и возможности в реальной социально значимой деятельности, используя различные методы биологического исследования и новые учебные технологии, такие как телекоммуникационные проекты по вопросам биоиндикации природных водоемов. Использование телекоммуникаций для нужд экологического образования является незаменимым вариантом решения многих экологических задач. [Вверх] |