Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Суворова Галина Михайловна

г.Ярославль
школа 59

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"
Урок 1

Тема. У Р Б О Э К О С И С Т Е М А    ЯРОСЛАВЛЯ ( 1 час )

Цель. Раскрыть понятие урбоэкосистемы в сравнении с естественной экосистемой. Изучить структуру, компоненты, эковзамодействие, экопротиворечие, экоразвитие, экоустойчивость современного города на примере Ярославля как урбоэкосистемы.

Методы. Лекция . Самостоятельная работа с картой города по заданию.

Оборудование. Карта города. Фотографии городских объектов как компонентов урбаэкосистемы. Книги по истории города.

План урока
  1. Введение в содержание модуля " Экология города"
  2. Особенности города Ярославля как урбоэкосистемы.
  3. Работа с картой города по карточке заданий №1.
  4. Обсуждение нового материала.
  5. Домашнее задание.
Введение

Городская среда стала привычной и естественной для нас, но она севсем не похожа на то, что было в этой местности около тысячи лет назад. Большинство людей в третьем поколении стали жителями города. Город - наш дом, в нем мы видим свое существование. Какая городская жизнь сегодня, это результат деятельности предыдущих поколений. А каким станет город завтра, зависит от сегодняшнего общества.

Чтобы прогнозировать, необходимо знать прошлое и настоящее города.

Любой город возникает на определенной природной естественной экосистеме, и до сих пор сохраняется в городе прежний рельеф - речная сеть, парки, отдельные виды растений и животных.

Прежде, чем приступить к описанию городской среды и увидеть, какие произошли изменения, мы должны увидеть картину прошлого существования на месте города природы. Применим метод сравнения.

Сравним городскую среду с ближайшими к городу естественными экосистемами. Исследование начнем с городской среды-урбоэкосистемы.

История основания города Ярославля уходит в начало 11 века,когда Ярослав Мудрый пришел к стрелке рек Волги и Которосли и увидел поселение.

Жители рубленого города выпустили на дружину Ярослава Мудного медведя . Медведь был сражен . Город получил имя в честь храброго Ярослава . С 1010 года он называется Ярославлем.

Вокруг рубленого города стояли леса сосновые,еловые и лиственные. В этих лесах водились разные звери и птицы. Прошло около 1000 лет и город разросся по правому берегу Волги, стал переходить за Волгу и за Которосль. Преобразовался рельеф, сравнялись валы, засыпались речушки, построились здания , промышленные предприятия и автомобильные дороги.

Население города возросло до 700 тысяч человек. Так появились черты современного города. В структуре города отмечается 6 районов, которые расположены вдоль больших магистралей к Москве, Вологде, а также вдоль реки Волги, слевого и правого берегов.

Разные районы имеют свои особенности. Кроме разнообразных строений, предприятий, магистралей , необходимо отметить парки, зеленые массивы, рекреационные зоны . Все это создает неповторимость каждого района города.

Город Ярославль подвержен процессу исторического расширения территории, что называется урбанизацией.

Урбанус ( лат.) - город. Город есть мощная преобразованая система, меняющая окружающую среду. В городе изменяется - атмосфера, состав растительности и животного мира, почва , рельеф, климат, грунты, вода. В городе появляется возрастающий научно- технический потенциал, жилищные и коммунальные строения .

Город меняется и изменяет человека. Проживая в городе ,человек удаляется от природы, привыкает к преобразованному ландшафту и приобретает чувство неуверенности в связи с экологическими проблемами в городской системе.

Но люди должны поверить в стабильность их среды обитания, они должны создать устойчивую систему - У Р Б О Э К О С И С Т Е М У.

Для этого необходимо изучить экологию города, разработать критерии устойчивой экосистемы города ,а затем и создать условия для урбоэкосистемы. Все это предстоит сделать как можно грамотнее и раньше, чтобы проживание человека в городе стало экологически благополучным.

Черты урбоэкосистемы

Урбоэкосистема имеет чистую окружающую среду - наземные ландшафты, водоемы, разнообразие растений и животных, условия для здорового образа жизни людей и труда. В ней нет скученности людей на маленькой территории. Соответствует ли современный город требованиям урбаэкосистемы?

Для этого познакомимся с родным городом Ярославлем, а также районом, в котором вы проживаете.

Для этого применим

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
пpи изучении уpбоэкосистемы.

1. Компоненты урбоэкосистемы.Размещение компонентов на каpте - схеме гоpода.

Население гоpода: возpастной остав, виды пpофессиональной дятельности и пpоцентное pаспpеделение взpослого населения по видам пpофессий.

Биотическая часть: зеленые растения, их качественный видовой и количественный состав, животные дикие - птицы, звери, насекомые и другие , а также домашние животные.

Абиотическая часть: застройки в городе: жилищные, коммунальные, промышленные (виды), улицы, транспорт, водные ресурсы,поч венные ресурсы,климатические условия в городе.

2. Экологическое взаимодействие компонентов урбаэкосистемы.

В ходе pазвития гоpода как уpбаэкосистемы пpедусматpивается такое взаимодействие компонентов , котоpое бы не вело к дестpуктивности и к дегpадации. Оценка восприятия городской среды.

3. В настоящее вpемя главная экологическая пpоблема гоpодов в поддержании экологической устойчивости и сохpанении окpужающей пpеобpазованной сpеды, котоpая будет способствовать благоприятному физическому, духовному и нpавственному pазвитию людей, пpоживающих в гоpоде.

КАРТОЧКА -ЗАДАНИЙ №1
  • Задание1.Рассмотрите на карте города расположение районов города Ярославля.
  • Задание2.Найдите на карте район , в котором проживаете вы и определите его структуру и компоненты.
  • Задание3.Выпишите названия следующих компонентов - название парков, зеленых массивов, рекреационных зон , лесов, боров в черте района.
  • Задание4.Сравните естественные экосистемы за пределами города, их структуру и компоненты.
  • Задание5.Сделайте выводы о городе как урбоэкосистеме.
  • Задание6.Выберите по карте маршрут и рабочие площадки для выполнения практических заданий.

4. Обсуждение нового материала.

Вопросы.

  • Каковы особенности города Ярорславля как преобразованной экосистемы?
  • Почему современный город является урбоэкосистемой?
  • Какой район города имеет более благоприятную структуру урбоэкосистемы?
  • Почему нельзя решить экологические проблемы только в одном районе города?
  • Каков исторический путь развития города Ярославля?
  • За какие достопримечательности вы гордитесь своим городом?

5. Домашнее задание. Повторите записи лекции, выучите основные понятия по теме " Урбоэкосистема Ярославля","Структура города, компоненты, урбоэкосистема, ландшафт.


    [Начало урока]   [Следующие уроки]


Rambler's Top100