Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания
Суворова Галина Михайловна
Тема. ПУТИ РЕШЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ. Цели. Осмысление масштабов воздействия человека на окружающую среду. Формирование грамотного действия в решений экологических проблем города. Задачи. Формирование ответственности каждого человека в сохранении города как устойчивой экосистемы. Определить состояние урбоэкосистемы в городе Ярославле. Выработать пути решения экологических проблем. Методы. Коллективная творческая работа - КТД Оборудование. Карта города, микрорайона, листы - ватмана, фломастеры, литература по вопросам экологии города.Плакаты с высказывание о счастье, статьи из газет по вопросам экологии города. Учащиеся разбиваются на группы и работают по следующим направлениям : техника, человек, растения, животные, дом - школа, почва.
Введение. К чему стремятся люди? Каким они хотят видеть свой дом , свой город ? Это выражается объемным словом "счастья". Существует много высказываний о счастье. Все они сходятся на том, что счастье -когда внутреннее состояние человека и состояние внешней среды находятся в гармонии. Слагаемые счастья - здоровье, любовь. приязнь, признание со стороны людей ,работа , наличие своего родного места, благополучие. Так ли в нашей жизни ? Реализация данного проекта позволяет решить учащимся следующие вопросы. Наполнит содержанием понятие " Здоровый образ жизни" в городской среде. Поможет сформировать ценностные ориентации по здоровому образу жизни. Оформление плакатов к уроку:
В отличие от природной экосистемы, где живые организмы находятся во взаимодействии с окружающей средой, город не живет за счет солнечной энергии. Основные источники энергии города расположены за пределами : это нефть, газ, уголь, торф, электрические , гидро- и атомные станции. Город не способен прокормить себя. ( На одного жителя необходимо 1 га сельскохозяйственных угодий). Таким образом, города являются паразитами биосферы. Потребление воды в городе идет большими количествами, лишь незначительная часть входит в пищевой рацион человека ( 100-400 л в сутки), а с учетом промышленного расхожа доходит до 2000 л в сутки. Вода возвращается в природу в самом непригодном состоянии, она насыщена металлами, сложными органическими веществами, моющими пено ядовитыми веществами подобно фенолу, а также болезнетворными бактериями. Город получает добротные вещества - сырье, пищу, воду, а выбрасывает ядовитые газы в атмосферу, концентрирует на свалках токсичные отходы, которые с весенними водами попадают в реки, на поля. Город и сельскохозяйственная система находятся в состоянии " мутуализма". Город как культурный центр. Цель исследования : Повысить полезность городов и уменьшить их вред для биосферы. Как это сделать? Город как гетеротрофная экосистема ( Ю. Одум Экология , т.1 с. 89 ) обладает высоким метаболизмом. Город можно считать экосистемой в полном смысле слова тогда, если мы учитываем его обширные следы на входе и на выходе.
|