Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Суворова Галина Михайловна

г.Ярославль
школа 59

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"
Уроки 5 и 6

Тема. ПУТИ РЕШЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ.

Коллективная творческая работа (2 часа)

Цели. Осмысление масштабов воздействия человека на окружающую среду. Формирование грамотного действия в решений экологических проблем города.

Задачи. Формирование ответственности каждого человека в сохранении города как устойчивой экосистемы. Определить состояние урбоэкосистемы в городе Ярославле. Выработать пути решения экологических проблем.

Методы. Коллективная творческая работа - КТД

Оборудование. Карта города, микрорайона, листы - ватмана, фломастеры, литература по вопросам экологии города.Плакаты с высказывание о счастье, статьи из газет по вопросам экологии города.

Учащиеся разбиваются на группы и работают по следующим направлениям : техника, человек, растения, животные, дом - школа, почва.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ
  1. Введение .
  2. Работа в группах по карточкам-заданиям.
  3. Обсуждение полученных результатов.
  4. Выработка стратегии и тактики ближайшего практического действия.
ХОД ЗАНЯТИЯ

Введение.

К чему стремятся люди? Каким они хотят видеть свой дом , свой город ? Это выражается объемным словом "счастья". Существует много высказываний о счастье. Все они сходятся на том, что счастье -когда внутреннее состояние человека и состояние внешней среды находятся в гармонии. Слагаемые счастья - здоровье, любовь. приязнь, признание со стороны людей ,работа , наличие своего родного места, благополучие. Так ли в нашей жизни ? Реализация данного проекта позволяет решить учащимся следующие вопросы. Наполнит содержанием понятие " Здоровый образ жизни" в городской среде. Поможет сформировать ценностные ориентации по здоровому образу жизни.

Оформление плакатов к уроку:
  1. " Ярославль занимает 23 место из 100 первых городов , загрязняющих воздушный бассейн России."
  2. " Ярославль занимает 15 место из 100 первых городв, загрязняющих водный бассейн России."
  3. " Озеленение города Ярославля составляет от площади 17%".
  4. "Город - экосистема". ( Экологическая азбука школьника. Миркин Б.Н. , Уфа, 1992).

В отличие от природной экосистемы, где живые организмы находятся во взаимодействии с окружающей средой, город не живет за счет солнечной энергии. Основные источники энергии города расположены за пределами : это нефть, газ, уголь, торф, электрические , гидро- и атомные станции.

Город не способен прокормить себя. ( На одного жителя необходимо 1 га сельскохозяйственных угодий).

Таким образом, города являются паразитами биосферы.

Потребление воды в городе идет большими количествами, лишь незначительная часть входит в пищевой рацион человека ( 100-400 л в сутки), а с учетом промышленного расхожа доходит до 2000 л в сутки.

Вода возвращается в природу в самом непригодном состоянии, она насыщена металлами, сложными органическими веществами, моющими пено ядовитыми веществами подобно фенолу, а также болезнетворными бактериями.

Город получает добротные вещества - сырье, пищу, воду, а выбрасывает ядовитые газы в атмосферу, концентрирует на свалках токсичные отходы, которые с весенними водами попадают в реки, на поля.

Город и сельскохозяйственная система находятся в состоянии " мутуализма".

Город как культурный центр.

Цель исследования : Повысить полезность городов и уменьшить их вред для биосферы. Как это сделать?

Город как гетеротрофная экосистема ( Ю. Одум Экология , т.1 с. 89 ) обладает высоким метаболизмом. Город можно считать экосистемой в полном смысле слова тогда, если мы учитываем его обширные следы на входе и на выходе.

КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ №4
  1. Сделать анализ экологической проблемы в городе по одному из заданных направлениий группы: техника, человек, растения, животные, дом, почва.Разработать плакаты, призывающие к сохранению урбоэкосистемы.
  2. Разработать проект ближайшего практического действия по решению экологических проблем в родном городе.
  3. Защитить свой проект.
  4. Наметить конкретный план практических действий по решению экологической сиьтуации в городе.

[Предыдущий урок]   [Начало урока]   [Следующие уроки]


Rambler's Top100