Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Суворова Галина Михайловна

г.Ярославль
школа 59

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"
Урок N 5, N 6.


Тема "Что я могу сделать для того, чтобы городская экосистема была устойчивой?" (2 часа).
Деловая игра.


N учебного элемента Учебный материал с указанием задания Рекомендации по выполнению задания
УЭ - 0 Цель: Осмысление масштабов воздействия человека на окружающую среду.Формирование грамотного действия при решении экологических проблем города. Внимательно прочитайте цель урока.
УЭ - 1 Подготовка к работе. Введение.
  1. Ответьте на вопросы.
  2. Работа в группах по комплексу заданий N 4 (задание N 1).
  3. Сделайте анализ экологической проблемы
Работайте в группах. Пользуйтесь учебными пособиями. Оформите работу письменно.
УЭ - 2
  1. Выполните задание N 2
  2. Разработайте проект по решению экологической проблемы в родном городе.
  3. Проведите обсуждение.
  4. Оцените свою работу.
Пользуйтесь учебными пособиями.Работайте в группах.Распределите порядок практических действий для решения проблемы.Подготовьтесь к защите проекта.
УЭ - 3
  1. Защита экологических проектов по решению экологических проблем в городе.
  2. Группы "Техника в городе", " Человек в городе", "Растения в городе", "Синантропные животные", "Городской дом и школа".
  3. Оцените свою работу.
Внимательно заслушивайте сообщения в группах.Оценивайте работу групп.
УЭ - 4 Подведение итогов.
  1. Достигли вы цели урока?
  2. Коллективное решение.
  3. Выберите домашнее задание "Сообщение об экологических проблемах города".
Пятибалльные оценки. Ваша оценка _______


Занятие в форме деловой игры " Что я могу сделать для того, чтобы городская экосистема была устойчивой?" способствует развитию у учащихся понимания сущности экологических проблем в городе, формированию умений видеть реальные противоречия и отсутствие однозначного решения проблем защиты окружающей среды. Целью деловой игры является воспитание экологической культуры и ответственности перед природой. Задачи направлены на проведение анализа полученных практических данных о состоянии городских экосистем и конструирование пути решения экологической проблемы, связанной с улучшением городской среды.

В процессе занятия развиваются следующие умения:

  1. Объяснять особенности экологии города, которые связанны с преобразованием естественных экосистем.
  2. Приводить примеры экологических ситуаций в городе, находить причины их вызывающие.
  3. Решать конкретные экологические ситуации в зоне ближайшего действия.

Ключевые термины и понятия: городская экосистема -урбоэкосистема, водные экосистемы, наземные экосистемы, биоразнообразие, устойчивость, потоки энергии, круговорот вещества, поток информации, ценности.

Для проведения деловой игры потребуется карта города, микрорайона, где расположена школа, листы ватмана, фломастеры, маркеры, линейки, литература по вопросам истории и экологии города, статьи из местных и центральных газет по вопросам экологии города, данные, полученные во время практических занятий по изучению состояния городских наземных и водных экосистем. Необходимы плакаты, отражающие в цифрах "Экологию города", такие как:

  1. "Ярославль занимает 23 место из 100 первых городов, загрязняющих воздушный бассейн России".
  2. Ярославль занимает 15 место из 100 первых городов, загрязняющих водный бассейн России".
  3. "Озеленение города Ярославля составляет 17% от его общей площади".
  4. "Город - экосистема" (Миркин Б.Н., 1992).
  5. Законы развития экосистемы города ( Реймерс Н.Ф.,1994).
  6. Соответствие города общепринятым характеристикам (Лихачева Э.А.,1997).
  7. Функциональные зоны города Ярославля.

Учащиеся работают в группах по направлениям " Техника в городе", " Человек в городской среде", "Растения в городском ландшафте", " Синантропные животные в городе", Городской дом и школа". В плане деловой игры предусмотрены следующие этапы:

  • введение,
  • работа в группах по заданиям,
  • заслушивание результатов работы в группах,
  • обсуждение и выработка стратегии и тактики ближайшего практического действия.

В начале деловой игры ставятся вопросы. К чему стремятся люди? Каким они хотят видеть свой город? Что выражают люди под словом " счастье"? Существует много высказываний о счастье. Все они сводятся к тому, сто счастье бывает тогда, когда внутреннее состояние человека и состояние внешней среды находятся в гармонии. Слагаемые счастья - здоровье, любовь, приязнь, признание со стороны людей, работа, наличие своего родного места, благополучие. Есть ли это в нашей жизни?

Реализация данного проекта позволяет учащимся решить следующие вопросы: наполнит содержанием понятие " здоровый образ жизни" в городской среде, поможет сформировать ценностные ориентации по здоровому образу жизни.

Учащимися делается сообщение об отличиях города от природных экосистем. Источниками энергии в городе являются нефть, газ, уголь, торф, электрические, гидро- и атомные станции, расположенные за пределами города. Город не способен прокормить себя (на одного жителя необходим 1 га сельскохозяйственных угодий).

Таким образом, города являются паразитами биосферы.

Потребление воды в городе идет в большом количестве, и лишь незначительная часть ее входит в пищевой рацион человека (100-400л в сутки), а с учетом промышленного расхода доходит до 2 000л в сутки. Вода возвращается в природу в самом непригодном состоянии, она насыщена металлами, сложными органическими веществами, моющими пенно-ядовитыми веществами подобно фенолу, а также болезнетворными бактериями.

Город получает добротные вещества - сырье, пищу, воду, а выбрасывает ядовитые газы в атмосферу, концентрирует на свалках токсичные отходы, которые с весенними водами попадают в реки, на поля. Город создан людьми и представляет исторический, деловой и культурный центр.

Повысить полезность городов и уменьшить их вред для биосферы является задачей городских жителей. Как это сделать?

Следующий этап деловой игры - работа в группах по комплексу заданий.

Карточка N 4
Задание 1. Сделать анализ экологической проблемы в городе по одному из заданных направлений, которое соответствует названию группы. Разработать плакаты, призывающие к сохранению городской среды.
Задание 2. Наметить план конкретных практических действий.
Задание 3. Защитить свой проект.

Последующий этап занятия является ответственным, проходит заслушивание проектов по группам, оценивается приоритетность выполнения практической деятельности. Вырабатывается стратегия и тактика ближайшего практического действия.

Модуль проводится в школах города Ярославля и активизирует учебно-воспитательную работу учащихся старших классов.


[Предыдущий урок]   [В начало урока]   [Следующий урок]


Rambler's Top100