Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе, - Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем. Федор Тютчев. | |||
Что общего между биосферой, экосистемой огромного озера и комнатным аквариумом? Одни и те же элементы биотического круговорота: автотрофные и гетеротрофные организмы - продуценты, консументы и редуценты. На уровне сообществ одноклеточных космополитных организмов эти структуры повторяются наиболее устойчиво в однотипных экосистемах без каких-либо географических различий. Биоразнообразие и процессы, происходящие в микрокосме, в определенной степени отражают структуру макрокосма, т.е. экосистемы изучаемой реки, озера, пруда. Изменение биоразнообразия сообществ микроорганизмов может служить ранним сигналом о любых неблагоприятных воздействиях на водоем. Незначительные, "мягкие" перемены в биоценозе начинаются с микромира. Благодаря быстрой смене поколений микроорганизмов, изменения в структуре биоценоза лавинообразно нарастают и приобретают все более необратимый характер (принцип триггера). Эволюцию понятия "микрокосм" можно проследить с древнеиндийских Вед до русского космизма, но в экологическом аспекте оно означает экспериментальную микроэкосистему, в простейшем случае - аквариум. Это прекрасный объект для развития системного подхода в экологическом образовании, иллюстрирующий взаимосвязь и сходство экосистем разного порядка. | |||
![]() Микрокосм |
В последние годы с легкой руки Нобелевского лауреата Ильи Пригожина стало довольно модным понятие фрактала. Оказывается, все не так уж сложно, и холистические взгляды вполне реально довести до сознания домохозяйки и школьника. | ||
---|---|---|---|
![]() Несси под микроскопом |
![]() Литературная страничка Микрокосма |
||
![]() Участники проекта "Микрокосм" |
![]() Методика наблюдений |
||
Цели предлагаемого проекта направлены на развитие практического междисциплинарного подхода в экологическом образовании школьников среднего звена и старших классов, создание международной независимой сети мониторинга биоразнообразия водных экосистем, задачи сформулированы по принципу "от простого - к сложному". С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу zlm@dlc.edu.yar.ru |