Закончила Иркутский
Государственный Университет в 1982 году. С 1982 года работаю в школе учителем
русского языка и литературы.
Предлагая вниманию учителей - словесников этот урок, думаю, что он не только
поможет им научить школьников написать сжатое изложение, разобраться в терминах
(притча, иносказание), построить план текста, определить его тему и идею, стиль
и тип речи, но и поможет выстроить ход работы на уроке, представить его логику.
Урок являет собой часть, занимающую определенное место в системе уроков по
развитию речи в пятом классе. Теоретические основы подобной работы заложены
в таких дисциплинах, как стилистика, лингвистика текста, культура речи и знакомы
словесникам, в частности, по работам В.И. Капинос, М.С. Соловейчик, Н.Н. Сергеевой.
Ученикам предлагается работа с синонимическим рядом глаголов, с антонимичными
парами слов, они конструируют предложения, определяют тему и рему как элементы
актуального членения предложения, выстраивают связи между предложениями, опуская
слова, выражающие сквозную тему, и т.д. В результате у учащихся расширяется
запас грамматических конструкций, развивается чувство языка, они учатся самооценке
собственной речи в письменной ее форме.
Данный урок позволяет учащимся сначала провести наблюдения над языком образцового
текста, запланировать собственное речевое действие, а затем перейти к его реализации
и наиболее способным учащимся - к контролю над получившимся высказыванием.