Современная экология обогатилась новыми знаниями, приобрела интегральный
характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической,
социальной, духовной жизни человека и общества. Экологическое образование
официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования
образовательных систем.
Экология - основа формирования нового образа жизни, гармоничного отношения
человека с окружающей средой.
С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей
природной среды" (1991) и "Об образовании" (1992) создана предпосылка
правовой базы для формирования системы непрерывного экологического
образования и воспитания населения страны.
Во исполнение Декларации Конференции ООН по окружающей среде и
развитию "Повестки дня на 21 век", подписанных Россией, Указа Президента
Российской Федерации "О государственной стратегии Российской Федерации по
охране окружающей среды и обеспечение устойчивого развития общества, а также
формирование экологической культуры подрастающего поколения считаются пер-
воочередными следующие меры:
ћ создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологичес-
кого образования и воспитания;
ћ пересмотр всех школьных курсов с точки зрения идей, разработанных ООН и
принятых в Рио (1992) и закрепленных в "Повестке дня на XXI век";
ћ введение в школьные курсы понятия "Гражданин Планеты" и обсуждение
глобальных экологических проблем;
ћ создание системы практической деятельности учащихся по улучшению
окружающей среды;
ћ координация всех систем образования, начального, среднего
профессионального и эколога - просветительской деятельности организаций;
ћ подготовка и повышение квалификации кадров по вопросам экологического
образования.
Предложенная программа поможет решить эти проблемы с I класса.
Основная цель: развитие целостной личности, способной практически решать
вопросы выживания человечества в условиях экологического кризиса и надвигаю-
щейся экологической катастрофы.
Задачи:
1. Воспитание экологической культуры и экологической грамотности личности.
2. Практическая направленность.
3. Предусматривается многоплановая деятельность:
ћ расширение интеллектуального кругозора позволяет увидеть причины экологи-
ческих нарушений в природе и их последствия;
ћ эмоциональное сопереживание, необходимость ошуццений своей включенности
в природные процессы позволит восполнить потери полноценности
собственного существования;
ћ наиболее активный импульс ответного чувства сострадания у человека
вызывает то, что воспринимается им как красивое и гармоничное;
ћ подведение юного эколога к практической деятельности, восстановление при-
родного уголка, наблюдения за изменениями в природе, мониторинг, создание
конструктивного проекта по улучшению окружающей среды, экологические акции.
4. Направления экологической работы предусматривает введение в школьные
курсы биологии, географии, химии, физики, математики, литературы, истории рас-
смотрение экологических вопросов. Введение экологических понятий в эти предметы.
В начальной школе в курсе природоведения с первого класса рассматривается в
блоках понятие - "Гражданин Планеты". Особое внимание уделяется практическим
вопросам по изучению целостности природы. Практические занятия проводятся в
биогеоценозах родного края, школьном саду, на территории микрорайона. В первом
классе в курсе "Окружающий мир" экология рассматривается в широком смысле -
экология личности, экология человеческих отношений, экология природы. Основные
задачи для учащихся первого класса: в разделе экология личности - обогащение
нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности,
формирование этических и эстетических чувств, воспитание понимания и любви
природы, бережного отношения к ней, стремления приумножить ее богатства. В
разделе экология общественных отношений - формирование навыков правильного
поведения Ј семье, в школе, на улице, в общественных местах, на природе, форми-
рование социального опыта школьников, воспитание любви и забота о своей семье,
внимательное отношение к друзьям, старшим, уважение к людям труда. В разделе
- экология природы - накопление и систематизация представлений детей о
предметах и явлениях, происходящих в природе, воспитание любви к родному краю,
развитие познавательных интересов детей, их умственных способностей в соприкосновении
с природой, раскрытие взаимосвязи: человек - природа -общество, учить детей тому, как
надо жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.
Девиз программы - "Земля у нас одна". Основные формы, методы работы: экскурсии в
природу, экологические чтения, интеллектуальные творческие игры, встречи с интересными
людьми разных профессий, работа на пришкольном участке, в школьном лесничестве, в уголке
живой природы, посещение станций натуралистов, проведение наблюдений, постановка опытов,
лепка из глины и изготовление изделий из природного материала, занятия флористикой, просмотр
фильмов о природе, прослушивание музыкальных произведений.
Предусматривается групповая и индивидуальная работа учащихся по исследова-
тельским темам, осуществляется связь урочной работы с внеурочной, межпредмет-
ные связи, соблюдение дидактических принципов: от простого к сложному, форми-
рование целостного представления мироздания. Содержание программы
раскрывается в блоках (64 часа).
В средних классах (5-9) в период становления экологической культуры вводятся
спецпредметы и специальные направления в биологии, химии, физике, географии,
литературе, истории, где экология рассматривается с современной точки зрения,
проводится научно - исследовательская работа под руководством преподавателей
вузов города, ежегодная конференция "Экое", где заслушиваются выполненные
исследовательские работы на базе школьного лесничества, в микрорайоне, изучение
малых рек, биогеоценозов.
В старших классах (10-11) формируется экологическая ответственность.
Осуществляется специализация для поступления в вузы по биологии, химии,
географии, экологии с помощью профессоров и преподавателей высших заведений
города.
Программа нацелена на следующую последовательность работы учащихся:
теоретическое образование - созерцание природы - наблюдения за процессами,
происходящими в природе, обнаружение разрушительных тенденций в природе -
переживание разрушительных тенденций в природе как своего личного несчастья -
этическое осмысление своей позиции - акция в защиту природы - новый, более
глубокий контакт с природой.
5. Подведение итогов работы:
а) формирование актива программы, подготовка кадров по экологическому
образованию,
б) овладение программой, принятие личностью значимости дела,
в) осуществление программы,
г) апробация программы и отслеживание результатов работы на базе средней
школы 59 с последующим творческим отчетом.
Перспективы программы:
ћ создание школы "экосознание";
ћ общеобразовательного цикла с вопросами глубинной экологии, решающей
жизненно - важные вопросы;
ћ формирование щадящего отношения к природе;
ћ изучение городской среды, влияния загрязнений окружающей среды на ланд-
шафт района, создание экологической тропы в биогеоценозах Родного края;
ћ создание банка методических разработок экологических игр, экологических
проектов, дидактических материалов.