Суворова Галина Михайловна
школа 59
учитель биологии

IX класс. Основы экологии.( 68 часов )


Основная часть школьников заканчивает неполную среднюю школу - 9 классов, в связи с этим в цикле предметов: биология, география, химия, предусматривается сквозное изучение тем по экологическим вопросам, что недостаточно для современного экологического образования подрастающих поколений.

1. Общие вопросы экологии.

Исторический экскурс в развитие экологических представлений и идей. Приоритетность экологических знаний для сохранения жизни на Земле. Понятие об экосистеме, структура экосистемы, экологические факторы, их классификация, законы экологии: закон оптимума, комплексное воздействие факторов, ограничивающий фактор, закон Гауса, экологическая ниша, стратегии поведения организмов, адаптации, правило экологической пирамиды, пищевые цепи, сети. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере Земли. Общая характеристика биосферы Земли. Будущее человечества. Методы мониторинга, биоиндикации. Приро- доохранное законодательство в России.

2. Естественные экосистемы Родного края.

Лесные экосистемы. Характеристика соснового бора, березовой рощи, дубравы. Луговые экосистемы, стадии развития луга, экологическая характеристика заливного луга, пойменного луга. Болотные экосистемы, видовое разнообразие, особенности верховых болот, роль болот в рождении малых рек. Водные экосистемы.

Рудеральные сообщества - сообщества внутри экосистем, где были разрушены первичные экосистемы, характеристика, роль рудеральных сообществ в восстановлении экосистем.

3. Экология сельского хозяйства Родного края.

Агроэкосистема. Особенности искусственных экосистем, экология культурных растений. Экология сорных растений, обработка почв, поддержание плодородия, биологический контроль в агроэкосистеме, севооборот, экология животноводства, лес в агроэкосистеме. Загрязнения продуктов нитратами, способы определения и методика удаления. Гармония в экосистеме. Новые методики ухода за экологически чистым хозяйством.

4. Городская и промышленная экология.

Город как экосистема. Промышленное загрязнение среды, виды загрязнений воздуха, почвы, воды, сооружений. Очистные сооружения, проблемы очистки вод Родного края. Экология транспорта, задачи организация экологически чистого транспорта, объездные дороги.

5. Жилище современного человека.

Растения в городе. Группы растений по качеству очистки. Сохранение растений и план озеленения города. Дом, квартира как экосистема, дизайн, синтетические вещества, смолы, организмы - симбионты и синантропы в квартире, энергетика квартир, водоснабжение, канализация.

6. Экологическая культура и охрана природы.

Природа и человек, охрана видов, охрана экосистем, особоохраняемые территории Родного края. Красная книга. Кто охраняет природу ? Анкета. Нормы экологической этики.

7. Проблемы социально' экологии.

Социальные проблемы и Среда жизни человека. Перспективы устойчивого развития общества. Наука и образование в целях устойчивого развития общества. Экологическая гласность, сигналы, бедствия. Родной город в полосе экологического кризиса. Экономика и экология. " Экологический " рынок.

8. Практикум.

Экологическое обследование по методике лесных экосистем в черте города, биотестирование водной среды в черте города, экскурсия на предприятие для составления экологической характеристики предприятия. Мониторинг.

9. Обобщение. Спецкурс " Основы экологии ".

Работа с экологическими терминами, решение экологических задач, экологические проекты. Работа на компьютере по программе " Наша река".


Rambler's Top100