При отборе материала для курса "Экологическая культура" и для других экспериментальных
программ автор руководствовалась следующими принципами:
Принцип |
Содержание |
Педагогический эффект |
1. Научный подход |
Космос-Земля-биосфера-ноосфера как этапы эволюционного развития.
Экосистемное строение среды обитания. Разнообразие и усложнение связей человечества с биосферой
и космосом. |
Приобщение к интегративному миропониманию и глобальному мышлению. |
2. Гуманизация |
Ориентация содержания на принципы телесного
и духовного здоровья и улучшения состояния окружающей среды. Представление природы
как уникальной ценности и воплощения вечных начал красоты. |
Воспитание духовного ответственного отношения к природе, людям. Воспитание культуры
потребления, "здорового образа жизни ", раскрытие нормативного характера экологических знаний. |
3. Прогностичность |
Основы прогнозирования возможных путей развития человека и
биосферы. Концепция устойчивого развития человечества. |
Воспитание потребности заботы о будущем |
4. Уровневый отбор информации. |
Сочетание факторов глобального регионального и локального
уровней, образов мировой культуры, культуры родного края. |
Взаимодействие эмоциональной интеллектуальной волевой сферы личности. |
5. Практическая природоохранная деятельность |
Участие каждого в решении экологических проблем. |
Становление экологической ответственности как черты личности. |
Ядром содержания экологического образования является экосистема. Экосистема имеет:
- компоненты;
- экологическое взаимодействие;
- экологические противоречия;
- экологическое развитие;
- экологическую устойчивость.
Все типы экосистемы - глобальная, локальная, социоприродная - примеры разнокачественных
саморегулирующихся открытых неравновестных систем.
Человечество - часть сложных биогеоритмических циклов, а не нечто внешнее по отношению к ним.
Четыре содержательные линии базового знания по экологии:
- экосистема - глобальная экология;
- экосистемы биосферы (водные, наземные, природные, искусственные);
- человечество и человек в глобальной экосистеме (социосистемы);
- методы исследования экосистем.