 |
Природа - не только среда, окружающая нас,
но всенародное достояние и богатство,
за которое каждый гражданин нашего общества
в ответе - это красная нить мировоззренческих
убеждений, от которых зависят социально-политические
позиции человека. Формирование
таких позиций, мировоззренческих убеждений
зависит от того, как познается природа, как
человек с детства видит, понимает и чувствует
ее, как она входит в его жизнь.
|
| В.А.Сухомлинский |
Применение развитых производительных сил в освоении природы, возникших в
результате научных
открытий особенно с середины этого века, с позиций "эксплуататорского
мышления" по отношению
к природе, приводило и приводит к нарушению экологического равновесия в
среде человека со
многими негативными для условий жизни последствиями. Подошло к угрозе
равновесие между
человеком и его средой, между природой и общественными структурами, между
физиологическим строением человека и его личностью. (7)
В настоящее время все более осознаются две опасности, которые могут
привести человечество к гибели. Это ядерная война и экологическая катастрофа.
Следует иметь в виду, что и борьба за мир связана с борьбой за сохранение
природы. В этих условиях необходима психологическая перестройка
людей в отношениях с природой.
Сознание происходящего дало толчок многочисленным научным исследованиям
этих проблем, которые в свою очередь привели к организации общественных
акций в различных формах и на разных уровнях
с целью не только остановки дальнейшего нарушения экологического
равновесия, но и улучшения
среды человека и изменения его отношения к среде. В контексте такого
подхода к этим проблемам
особое внимание стоит уделить образованию в области защиты и улучшения
среды человека.(7)
На значение образования в области защиты и улучшения среды для развития
экологического сознания
и изменения отношения к среде со стороны не только общественных учреждений,
но и отдельных
людей указывается почти на всех международных форумах по проблемам среды,
а некоторые из
форумов посвящены только образованию. Особое значение образования
подчеркивается, например,
в Декларации конференции Организации Объединенных Наций о среде человека
в Найроби (1982),
в частности значение образования и информации для усиления общественного и
политического сознания о важности среды, планирования мер защиты среды.
Экологические знания должны включаться практически во все учебные программы,
от философии и социологии до географии и этики. Нужно в рамках обучения
по всем этим предметам получать
необходимые сведения о сохранении и улучшении среды человека.
Современному учителю особенно необходимо проникнуть в сущность актуальных
проблем взаимосвязи,
взаимодействия природы и общества, увидеть их социальную основу, конкретно
представить, какими
средствами и способами решать задачи воспитания ответственного отношения
школьников к природной среде. (22)
Изучив состояние научной разработанности вопросов экологического образования
школьников была
поставлена следующая цель: проанализировать современное состояние вопросов
экологического
образования в средней школе и попытаться найти пути его совершенствования.
В связи с выбранным направлением работы были определены и задачи
исследования:
- осветить основные вопросы экологического образования и воспитания
(цели, задачи, направления, принципы, формы );
- рассмотреть, как решаются задачи экологического образования и
воспитания при изучении курса химии в восьмом классе;
- изучить систему внеклассных мероприятий по экологическому образованию
и воспитанию школьников;
- подобрать некоторые новые элементы содержания экологического образования
в урочной и внеурочной деятельности и проверить их эффективность на практике.