|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Применение развитых производительных сил в освоении природы, возникших в результате научных открытий особенно с середины этого века, с позиций "эксплуататорского мышления" по отношению к природе, приводило и приводит к нарушению экологического равновесия в среде человека со многими негативными для условий жизни последствиями. Подошло к угрозе равновесие между человеком и его средой, между природой и общественными структурами, между физиологическим строением человека и его личностью. (7) В настоящее время все более осознаются две опасности, которые могут привести человечество к гибели. Это ядерная война и экологическая катастрофа. Следует иметь в виду, что и борьба за мир связана с борьбой за сохранение природы. В этих условиях необходима психологическая перестройка людей в отношениях с природой. Сознание происходящего дало толчок многочисленным научным исследованиям этих проблем, которые в свою очередь привели к организации общественных акций в различных формах и на разных уровнях с целью не только остановки дальнейшего нарушения экологического равновесия, но и улучшения среды человека и изменения его отношения к среде. В контексте такого подхода к этим проблемам особое внимание стоит уделить образованию в области защиты и улучшения среды человека.(7) На значение образования в области защиты и улучшения среды для развития экологического сознания и изменения отношения к среде со стороны не только общественных учреждений, но и отдельных людей указывается почти на всех международных форумах по проблемам среды, а некоторые из форумов посвящены только образованию. Особое значение образования подчеркивается, например, в Декларации конференции Организации Объединенных Наций о среде человека в Найроби (1982), в частности значение образования и информации для усиления общественного и политического сознания о важности среды, планирования мер защиты среды. Экологические знания должны включаться практически во все учебные программы, от философии и социологии до географии и этики. Нужно в рамках обучения по всем этим предметам получать необходимые сведения о сохранении и улучшении среды человека. Современному учителю особенно необходимо проникнуть в сущность актуальных проблем взаимосвязи, взаимодействия природы и общества, увидеть их социальную основу, конкретно представить, какими средствами и способами решать задачи воспитания ответственного отношения школьников к природной среде. (22) Изучив состояние научной разработанности вопросов экологического образования школьников была поставлена следующая цель: проанализировать современное состояние вопросов экологического образования в средней школе и попытаться найти пути его совершенствования. В связи с выбранным направлением работы были определены и задачи исследования:
|