В теории педагогики обоснованы и развиты положения о содержании научных
знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения
в процессе познания природы, о нравственно - эстетическом развитии школьника
под воздействием природы, о месте и значении общения ребенка с природой в
системе его образования. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств
ребенка средствами природы подчеркивали великие педагоги - Ж.Ж. Руссо,
И.Г. Пестолоцци, Ф.А. Дистервог, Ян Амос Коменский, развивая идеи народной
школы, призывал учить детей " у дубов и буков ".
Выдающиеся педагоги отмечали огромную роль природы в человеческом
развитии, в становлении человека, как гражданина.
" ... Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение,
но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие,
расширяет их кругозор, обогащает впечатление ", - так считал К.Д. Ушинский.(22)
Наш современник В.А. Сухомлинский в книге " Сердце отдаю детям " писал:
" ...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда
человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи ...
Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем
глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира ..." (22)
Цель природоохранительного образования неразрывно связана с общими
целями нашего общества. И.Д. Зверев определяет цель этого образования,
как формирование высокой культуры поведения человека и его ответственности
за рациональное использование природных ресурсов и защиты природной среды
от загрязнения во всех видах общественно-трудовой деятельности.
В качестве методологической основы образования в области защиты и улучшения
среды можно принять пять фаз: первая - мир материален и представляет сложную
систему связей и взаимодействий так, что изменения его элементов взаимно
обусловлены; вторая - защита природы представляет применение закона отношений
и взаимных действий, существующих в материальном мире; третья - человек и
общество - результат эволюции живой природы и поэтому неотделимы от природы
(общество и природа составляют неотделимое и противоречивое целое ); четвертая -
изменения в биосфере, вредные для человека и общества, обусловлены отсутствием
или недостатком мер в регулировании взаимодействия общества и природы, а не
научно-техническим прогрессом; пятая - существует влияние природы на темп
развития общества, но нет действия природы на характер общественных отношений.(7)
Исходя из этих методологических основ, образование в области защиты и
улучшения среды человека должно давать ясные и научно-обоснованные знания по
основным экологическим вопросам современного общества. Вот эти основные
экологические вопросы: каковы последствия растущей интенсификации в обмене
материей и энергией между обществом и природой; каковы важные изменения в
системе взаимоотношений в биосфере и космическом поясе над Землей; какие
последствия имеет введение в биосферу большего количества новых веществ и
элементов; каковы общественные детерминанты отношения к природе и должна ли
защита природы произойти в результате торможения технического прогресса;
в чем суть ответственности человека, отдельных стран, особенно индустриально
развитых, за состояние природной среды человека?
Общие методологические и теоретические положения позволяют выделить
принципы экологического образования.
1. Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников.
Мировая практика подтверждает преимущество экологического образования,
которое " имеет междисциплинарный подход, опирается на конкретное содержание
каждой дисциплины". (4) Экологическое образование при этом призвано преодолеть
разрозненность формируемых знаний, изолированность школьных дисциплин, их
разобщенность.
Реализация междисциплинарного подхода требует выделения межпредметных связей
и обеспечения обобщения межпредметных подходов. Выделение межпредметных связей
в экологическом образовании предполагает согласование содержания и методов
раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества
с природой на всех уровнях экологических знаний, которые изучаются в различных
учебных предметах. В то же время важно сочетать логику развития ведущих идей
и понятий, входящих в содержание того или иного учебного предмета с
последовательным углублением и обобщением экологических идей и понятий.
2. Систематичность и непрерывность изучения экологического материала.
Последовательное достижение цели и задач образования по вопросам окружающей
среды требует разработки системы содержания, методов и организационных форм
учебно-воспитательного процесса. Эта система предполагает вычленение ведущих
идей и понятий, установление их взаимосвязи и развития.
Системно-структурный подход позволяет отобрать элементы знаний, распределить
их в определенной последовательности, органично связать с системой содержания
основ наук. Этот подход позволяет восполнить пробелы в экологических знаниях
учащихся, равномерно изучать виды экологических взаимосвязей. Экологическое
образование должно стать непрерывным, охватывая все этапы дошкольного,
школьного и послешкольного образования.
Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность
воздействий разнообразных источников знаний и средств массовой информации. Это
необходимо учителю, когда в школьных условиях формируется готовность учащихся
к решению экологических проблем современности.
3. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности
учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды.
Становление экологически воспитанной личности происходит при условии
органического единства научных знаний о природных и социальных факторах среды
с чувственным ее восприятием, которое пробуждает эстетические переживания и
порождает стремление внести практический вклад в ее улучшение. Этот принцип
экологического образования и воспитания ориентирует на сочетание рационального
познания с художественно-образным с учетом непосредственного общения с природой.
Взаимосвязи рационального и эмоционального многообразны и зависят от возраста
учащихся. В период детства имеет место эмоционально-эстетическое восприятие
среды, а не интеллектуальное. В юношеском возрасте большую силу приобретает
интеллектуальное осмысление природы. Если ученик знает закономерные связи
между объектами живой и неживой природы, чувствует красоту гармонии
экологических систем, то и действия его будут направлены на сохранение природы,
защиту ее от загрязнения.
4. Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия
экологических проблем в учебном процессе.
Факты положительного и отрицательного воздействия человека на природу данной
местности важно сочетать с оценкой последствий этих влияний в глобальных
масштабах. Развивая заботу молодежи о природе родного края, своей Родины,
учитель внушает школьникам мысли о том, что Земля нуждается в общей заботе
всего человечества. " Сохранение природы требует усилий всех людей, населяющих
земной шар. Рана, нанесенная природе на одном континенте, не может пройти
бесследно на другом." (4)
Принципы экологического образования реализуются в процессе решения следующих
задач:
-
усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе,
на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу
сообразно с ее законами;
-
понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и
духовных сил общества и каждого человека;
-
овладение знаниями и умениями изучения и оценки состояния окружающей среды,
принятия решений по ее улучшению, способностей предвидеть возможные последствия
своих действий;
-
развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего
воздействия, стремление к познанию реального мира в единстве с
нравственно-эстетическими переживаниями;
-
сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение
вреда и ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной среды;
-
активизация деятельности по улучшению окружающей и преобразованной среды,
участие в пропаганде современных идей охраны природы.
В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит
образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек
должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; он должен
знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды; о генетических отклонениях;
о гибели животных и растений; об уменьшении плодородия почвы; об исчерпаемости
запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только
знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние. Однако сегодняшние
выпускники школы слабо ориентированы в глобальных, в том числе экологических,
проблемах сохранения здоровья человека и биосферы. Преобладают потребительские
взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как
личностно значимых, недостаточна развита потребность фактически участвовать в
природо-охранной работе. Многие отождествляют охрану окружающей среды и
рациональное природопользование с охранением отдельных природных комплексов и
редких видов растений и животных.
Цель экологического образования и воспитания - формирование системы научных
знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного
отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности,
формирование экологической культуры.
Таким образом, школьное образование и воспитание в области охраны окружающей
среды должны выполнять две "стратегические" задачи:
- Убеждать учащихся о необходимости охраны окружающей среды.
- Вооружать их, хотя бы, необходимым минимумом знаний в этой области.
Исходя из этих задач, выбираются методы работы:
-
Учебная деятельность - рефераты, устные журналы - способствуют освоению
теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами
причинного мышления.
-
Активные формы: диспуты, дискуссии по проблемам окружающей среды, встречи
со специалистами, деловые игры - формируют опыт принятия экологически
целесообразных решений.
-
Общественно-полезная деятельность, постановка под руководством учителя
опытов на школьном учебно-опытном участке по изучению влияния минеральных
удобрений на урожайность культур, выполнение анализов почвы и грунтовых вод -
служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести
реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических
идей.
-
Экскурсии на предприятия - теоретический материал становится ясным,
очевидным, зримым.
Настала необходимость, преподавая различные предметы, обратить внимание на
то, как вещества ведут себя в атмосфере, океане, почве, как воздействуют на
биосистемы. Такой подход воспитывает привычку задумываться над этими вопросами. (26)
Рассматривая цели экологического образования школьников, можно определить
различные его уровни: экологическое просвещение, формирование экологического
сознания, развитие экологической культуры.
Первый уровень - экологическое просвещение - обеспечивает ориентацию
школьников в проблеме и соответствующие правила поведения. Он достигается
включением экологических сведений как фрагментов учебного материала в уроки
или внеклассные занятия (экологическая разминка, экологические экспресс-
информации, доклады и рефераты по отдельным экологическим темам и т.п.).
Второй уровень - экологическое сознание - предусматривает формирование
категориального аппарата мышления учащихся. Формирование экологического
сознания предполагает овладение системой экологических знаний и понятийным
аппаратом экологии как учебного предмета (факультатив, спецкурс, учебный
предмет).
Третий уровень - развитие экологической культуры - приносит осознание
учащимися взаимодействия "природа-человек" как ценности. Переход экологических
проблем в разряд глобальных проблем современности обуславливает необходимость
ориентации на достижение этого уровня. Экологическая культура в условиях
школьного образования может формироваться только на основе интегративного
подхода. Механизм интеграции предусматривает изучение экологических проблем в
системе "природа-наука-производство-общество-человек", охватывающей все уровни
взаимодействия "природа-человек". (31)
Роль школьного курса химии в экологическом образовании обуславливается тем,
что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы движения
материи и ее значимость в материальной жизни общества.
Перед учителем химии, ведущим природоохранную работу, стоят следующие задачи:
-
раскрытие единства неорганического и органического мира, влияние деятельности
человека на окружающую среду и формирование на этой основе убежденности в
необходимости бережного отношения к природе;
-
раскрытие двойственной роли химической промышленности в отношении природы;
-
вооружение школьников практическими умениями и навыками, позволяющими
посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.
Для химического образования в целом еще не решена проблема содержания
экологических знаний. Химизация пронизала все сферы жизни. Ее последствия
стали соизмеримы с природными явлениями глобального масштаба и это ставит
вопрос о взаимодействии природы и общества. Цели разумного регулирования этих
отношений должны быть доведены до сознания учащихся, а именно:
-
продукты жизни общества должны полностью утилизироваться, не должны
накапливаться и оказывать вредного воздействия на человека и окружающую среду;
-
размеры годового потребления возобновляющегося природного сырья не должны
превышать его годовой прирост;
-
не возобновляющееся природное сырье должно использоваться экономно,
комплексно, практически не давать отходов при переработке. Таковы научный и
практический аспекты химического образования.
Воздействие на природу в целом, на ее структурные элементы осуществляется
промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, которые влияют в различных
направлениях:
-
Потребление химических веществ из природы.
-
Загрязнение природы отходами человеческой деятельности.
-
Появление в природе и, в частности, в биосфере новых высокоактивных
химических соединений, выделенных из природных источников или синтезированных
человеком.
Первое направление освещено в содержании курсов неорганической и органической
химии, где рассматриваются природные соединения, как сырье для химической
промышленности и других отраслей, в основе которых лежат химические процессы.
Освещаются вопросы использования природных веществ в качестве удобрений и
ядохимикатов.
В целях развития и формирования знаний о загрязнении необходимо ввести такие
понятия как "загрязнители", "источники загрязнения", "естественное и
искусственное загрязнение", "санитарные нормы чистоты", "предельно допустимые
концентрации веществ" (ПДК). Необходимо рассмотреть источники загрязнения.
Важно показать учащимся, что решение проблем загрязнения - это совершенствование
и создание новой техники и технологии, повышение выхода продукта и снижение
образования отходов производства, создание оборотного водоснабжения,
уменьшающего сток загрязненных вод, разработка систем утилизации отходов и
переход на замкнутые технологические циклы. Следует также дать характеристику
использования защитных зон, показать значение растений в процессах оздоровления
атмосферы.
Развитие знаний о защитных мероприятиях необходимо продолжить при изучении
производственных процессов, где важно раскрыть основные экологические принципы
современного производства.
При изучении проблем охраны окружающей среды особая роль принадлежит
химическому эксперименту важнейшей составной части школьного курса химии.
Необходимо искать способы переработки отходов школьного химического
эксперимента и включать этап переработки в качестве равноправного и
неотъемлемого компонента во все без исключения школьные опыты. Под переработкой
в данном случае понимается уничтожение веществ, их обезвреживание с последующим
помещением во внешнюю среду или утилизация (повторное использование - прямо
или косвенно - в учебном процессе).
Идея защиты среды при выполнении химического эксперимента в школе должна
пронизывать все виды эксперимента во всех классах. Все они должны быть
экологически чистыми, что важно осознать школьникам. Кабинет химии в школе
уже не может рассматриваться как место учебы. Это "место действия",
своеобразное "химическое производство", "выбрасывающее" вредные отходы и
нуждающееся в реализации природо-охранительных требований при выполнении
эксперимента.
Только такой подход позволит сформировать экологически грамотное мышление,
вырабатывает у школьников некий "рефлекс экологической чистоты" любого их
действия. (28)
Рассматривая вопросы охраны окружающей среды, можно предложить учащимся
химико-экологические вопросы и задачи. При их составлении рекомендуется
придерживаться следующих методических требований:
-
Условия задач и результаты решении должны содержать практически значимую
информацию.
-
Эта информация должна быть тесно связана с программным материалом и
реальными экологическими проблемами.
-
Задачи должны быть посильны для учащихся данного класса.
-
Решение задач должно опираться на возможности, на комплекс знаний по
разным предметам.
-
Задачи предназначены для использования при проверке, объяснении, применении
и совершенствовании знаний. (30)
Химико-экологические задачи и вопросы можно разделить по содержанию на три
типа:
- Задачи с химической характеристикой природных объектов.
- Задачи об источниках загрязнения, видах загрязнителей окружающей среды.
- О природозащитных мероприятиях и ликвидации последствий загрязнения.
Составленные задачи не обязательно должны иметь единственное решение, они
рассчитаны на проблемное обсуждение, дискуссию, на поиск рационального пути
решения поставленной реальной учебно-познавательной проблемы. (29)
Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация
идеи о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой;
рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности;
направленность на цели охраны природы; сбережение генофонда биосферы;
сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей среды;
рациональное использование природных ресурсов. Содержание экологического
образования имеет, таким образом, сложный состав, усвоение которого школьниками
требует тесной взаимосвязи, классной и внеклассной работы.
Содержание внеклассной работы должно быть развитием, углублением того
материала, который изучается в школе. Внеклассная работа дополняет урок, так
как ее содержание может быть развернуто на основе изучения жизни человека в
единстве с экологическими системами.