Мамонтова Л.А.
школа 2 г. Ярославль
учитель математики

"Использование элементов модульной технологии и рейтинговой оценки знаний при дифференциации в обучении математике."

В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого предмета. Математика объективно является одной из самых сложных школных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух "полюсах", весьма велик.

Как успех учебного процесса в целом, успех дифференцированного подхода в обучении существенно зависит от познавательной активности учащихся, от того, насколько они будут заинтересованы в своей деятельности. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования учителя активизирует познавательные способности школьников, причем на разных уровнях. Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению.

Уровень, на котором ведется преподавание, не надо отождествлять с обязательным уровнем усвоения материала. Уровень преподавания должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше. Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс. Так, он должен в полном объеме услышать предлагаемый материал со всеми доказательствами и обоснованиями, ознакомиться с образцами рассуждений, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных задач.

Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что предлагая ученикам одинаковый объем материала, устанавливают различные уровни требования к его усвоению.

Для эффективности дифференцированного обучения можно использовать элементы модульной технологии. Действительно, при модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности.

Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться и это способствует мотивации учения. У школьников формируются такие качества как самостоятельность и коллективизм.

Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего изменяется его роль. Задача учителя - обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать школьников. Учитель как-бы беседует с учеником, активизирует его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривает, ориентирует на успех.

Преимущества использования модульного обучения в том, что оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в теории и практике.

  • Из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности.

  • Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности.

  • Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.

  • Из психологии используется также рефлективный подход.


Использование элементов модульной технологии и рейтинговой оценки знаний при дифференциации в обучении можно рассмотреть на примере темы "Степень с рациональным показателем" (10 класс). Вернуться

    Тему возможно разделить на восемь модулей, не являющихся 8 уроками. Модуль может содержать несколько уроков.

    44Шесть первых модулей, в основном, построены по схеме:

      т
     
    ? ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ При постановке проблемы учащимся предлагается сводная таблица тех знаний (схематично), которые учащиеся приобретут на последующих уроках.
    & ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
    т
    Перед изучением нового материала проводится входной контроль знаний и умений (например, в форме диктанта с обязательной проверкой сразу после написания), чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. При необходимости проводится соответствующая коррекция знаний. В той части модуля, где изучается новый материал, хорошо вписывается вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группе, лекционная система, беседы и т.д.
    т
    @ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
    ученика по использованию
    вновь полученных знаний, сочетающихся с индивидуальной помощью со стороны учителя
    При самостоятельной работе над задачей ученики используют учебник, дополнительную литературу, консультации, консультации учителя.
    6 ВЫХОД НА КОНТРОЛЬ
    т
    Завершающий этап каждого модуля - выход на контроль, который состоит из трех уровней сложности. Все предлагаемые задания оценены определенным количеством баллов. Учащиеся сами выбирают для себя уровень сложности и не испытывают беспокойства по поводу получения неудовлетворительной оценки, т.к. каждый из них получит не отметки, а количество баллов.

    3Предпоследний модуль можно назвать уроком-консультацией.

    Урок-консультация.

    Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает задание (7 вопросов).
    Время подготовки 7-8 минут. После подготовки каждая группа отвечает на вопросы, предлагаемые на кодоскопе, затем сдает свои вопросы экспертам (ответы должен написать каждый). После ответа одной группы остальные высказывают свои дополнения, возражения и т.д.
    В этом модуле можно рассматривать решения задач нестандартными методами. Задания предлагаются каждой группе. Время подготовки 10 минут. Оценивается в баллах. Каждая группа записывает решение на доске или кодоскопе. Проходит обсуждение.

    Завершение модуля - "Ярмарка задач", где каждый ученик решает индивидуальные задания.

    Задачи, например, можно выдать в конверте каждой группе. Они разной степени сложности на "4", "6", "8" баллов.

    3 Последний модуль - это контрольная работа ,

    задания которой содержат обязательные задачи и задачи повышенной трудности. За нее учащиеся получают оценку в баллах.
    По окончании изучения темы, ученик имеет три оценки, которые видны из таблицы

    "Рейтинг ученика"

    .
    Фамилия ученика
    Модули (1-6)
    Баллы за промежуточный контроль и контроль на выходе Общее количество баллов Оценка
    Урок-консультация
    Баллы за задания на уроке Общее количество баллов Оценка
    Контрольная работа
    Баллы за задания Общее количество баллов Оценка
    Зачет

    Последняя графа отведена для тех, кто желает повысить свою оценку за первые шесть модулей. Рейтинговая система оценки увеличивает желание ученика получить наибольшее количество баллов, а следовательно школьник старается выбрать и решить более трудные задачи и получить более глубокие знания.

    Введение модулей в учебный процесс надо осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной.

    Элементы модульной системы применимы и в младших классах. Например, в 6 классе эффективны такие части модуля как постановка перед учащимися проблемы в виде, например, Шаталовского лоса (это красочно оформленная схема). А также консультация-зачет, который можно провести следующим образом:

    Учащимся заранее выдаются вопросы для самоконтроля. Затем 6 учеников, получивших лучшие оценки за самостоятельные работы, отвечают у доски. Это будущие консультанты. За ответы учитель сам ставит оценку. Но остальные учащиеся, которые в дальнейшем будут отвечать консультантам, следят за его ответом и имеют право обсуждать и оценивать. Когда проходит работа в группе, ребята имеют право задавать вопросы спрашивающему, консультироваться у учителя, но за каждый вопрос у ученика снимается по одному баллу (штрафные очки). После этого можно проводить контрольную работу.

    Эффективным методом при дифференцированном обучении является работа в группе. В течение ряда лет проводила семинарские занятия, используя групповой метод. За 10 дней до семинара учащимся сообщаются теоретические вопросы, по которым будет вестись опрос, и домашнее задание. Домашнее задание лучше подобрать творческого характера, так, чтобы учащиеся или сами сочинили какую-либо задачу или заглянули в дополнительную литературу по математике. Иногда можно задавать задание для всех 4 групп, на которые разбит класс.

    Например, 4 каких-нибудь примера с "изюминкой" или 4 интересные задачи. Но спрашивать не все 4 задачи , а только по одной. Представители от группы тянут жребий, кому отвечать 1, 2, 3, 4. Первая группа выбирает ту из задач, какая ей больше понравилась и т.д. Класс разбит на четыре группы, равные по силе. Это нужно для того, чтобы ученики при решении задач помогали друг другу и для того, чтобы на уроке присутствовал дух соревнования.

    Урок начинается с исторической справки, подготовленной одним из учеников. Затем идет опрос теории. Задаются вопросы, оцененные в 1, 2, 3, 4, 5 баллов. Yчащиеся отвечают на вопросы, тем самым зарабатывая очки для группы. Если ученик отвечает неправильно, то баллы, наоборот, снимаются со счета группы. Домашнее задание тоже оценивается определенным количеством баллов. При проверке могут быть различные варианты оценок. Заключительным этапом может быть "ярмарка задач". Здесь учитывается различный уровень подготовленности учащихся.

    В завершении хочу сказать, что не считаю свою систему обучения идеальной. Все время что-то изменяю, изучаю новые методы, ищу новые подходы, иногда возвращаюсь к прошлому, т.к. в истории преподавания математики немало интересного.

    Самое главное - вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься математикой в дальнейшем.


Rambler's Top100