|
Над указанной темой начал работать в связи с тем, что считаю физический эксперимент важнейшим составным
элементом в изучении физики, особенно в средней школе. Давно известна народная мудрость: "Лучше один раз увидеть,
чем сто раз услышать"
Однако это противопоставление искусственное, ведь психологически для восприятия нужны и зрительные, и слуховые ощущения. Надо
дать возможность учащимся "и увидеть, и услышать". В этом отношении ценность эксперимента непреходяща, в этом, как говорится,
"соль физики". В связи с этим стремлюсь к тому, чтобы было
как можно меньше уроков, с которых ученики уходили бы "несолоно хлебавши".
Для этого приходится выполнять большую подготовительную работу
так как школьное оборудование пока еще далеко от требований
современной методики. Среди задач по совершенствованию учебного
оборудования можно выделить следующие:
- Оснащение кабинета физики стационарными установками, которые
часть используются в преподавании физики.
- Усовершенствование заводских приборов для выполнения
эксперимента.
- "Доставание" приборов, нужных для эксперимента, но не
выпускаемых заводами "Учтехпрома".
- Изготовление самодельных приборов.
- Разработка новых работ физпрактикума и совершенствование
программных лабораторных работ.
- Совершенствование демонстрационных опытов.
- Подготовка приборов для экспериментальных задач
За годы работы в школе N18 г.Ярославля созданы новые разработки,
которые, надеюсь, помогут коллегам в нашей нелегкой работе, и буду
рад, если мой опыт пойдет на пользу учителям физики.
I
Кабинет физики стандартный, в обычной типовой школе, но содержит
некоторые установки, облегчающие работу и позволяющие проводить
эксперимент с меньшими затратами труда учителя и повысить наглядность.
Над кафедрой на потолке установлены два реверсивных
электрических двигателя от проектора "ЛЭТИ" с управлением с пульта. К
их шкивам прикреплены две лески длиной 1,8 метров с шариками. Это
позволяет проводить следующие эксперименты:
- определять ускорение свободного падения с большой точностью (9
класс)
- изучать синфазные и противофазные колебания
- записывать гармонические колебания при помощи капельницы и
бумажной ленты, протягиваемой по кафедре электромотором
- строить график пути (7 класс). Для этого используется съемная
рейка длиной 1.8 метров и секундомер
- определять скорость равномерного движения (7 класс)
- иллюстрировать закон сохранения импульса (9 касс)
- закон сохранения энергии (7 класс)
- относительность движения (7 и 9 класс)
Подготовка установки к работе состоит только лишь в подключении
выпрямителя с U=10 В. В нерабочем состоянии лески намотаны на шкив,
шарики под потолком и не мешают в работе.
В простенке установлена машина Атвуда, а на передней стенке,
рядом с доской укреплены часы-секундомер. Электромагнит и выключатель
разнесены на расстояние h=1.6 метров, что позволяет с большей
точностью определять время падения шарика и ускорение свободного
падения. Там же установлен блок с двумя грузами, соединенными нитью (
как в задаче 285-Р).
По времени движения грузов, которое автоматически определяется
секундомером, и по высоте h находим ускорение и сравниваем его с
ускорением, рассчитанным по закону Ньютона.
На задней стене кабинета установлен кинопроектор "Украина"
вдоль стен, а световой поток поворачивается двумя зеркалами. В том же
ящике установлена перемотка с приводом от электродвигателя
автомобильного на 12 В. Для его питания сделан вывод 20 В от КАТ-16 и
поставлен мостик на Д242 и реостат для регулирования частоты вращения.
II
Теперь расскажу о небольших усовершенствованиях приборов по
физике, о "мелочевке", которая всегда нас окружает, с которой часто
встречаемся и которая имеет иногда большое значение. У Маршака
прочитал:
"Подкова пропала -
Лошадь захромала,
Лошадь захромала -
Командир убит.
Конница разбита,
Армия бежит.
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Потому что в кузнице
Не было гвоздя!"
Это, как вы понимаете, о мелочевке, о гвозде, но какова логика,
мораль, какова роль "мелочи"!
Поэтому приходится думать и об этом, и по мере сил и ума
усовершенствовать приборы.
- При взвешивании воздуха в шаре возникают две трудности, а
именно:
- при откачивании воздуха из шара тонкостенная трубка
пережимается атмосферным давлением.
- если взять резиновую толстостенную трубку, то ее трудно
пережать винтовым зажимом.
В связи с этим предлагается:
Соединить толстостенной резиновой трубкой длиной 5-8 см шар для
взвешивания воздуха и кран от трубки Ньютона или от манометра. В этом
случае трубка не пережимается атмосферным давлением, а краном быстро и
надежно трубка перекрывается.
Аналогично использую кран при изучении в 7 классе сообщающихся
сосудов. Его ставим между стеклянными трубками, разрезав резиновую
трубку.
На линейке-рычаге для изучения моментов сил выжигателем
нанесли шкалу - ученикам стало удобнее выполнять лабораторную работу.
Для выполнения работы в 9 классе по определению
центростремительного ускорения сделали ленту измерительную из
кинопленки длиной 1.2 метров со шкалой 60-0-60.
Штатные резисторы 1:2:4 Ома заменил на другие, сделав их из
нихрома диаметром 0.3 и 0.4 мм. Их величины от 3 до 6 Ом, на корпусе
приклеили номер и спилили старые значения, а новые знает только
учитель, которые имеет таблицу: N резистора - сопротивление.
Заменили диоды Д7Ж на Д 242, у которых ток до 5 А, - стало
возможным использовать в работе физпрактикума в 10 классе "Изучение
диода" лабораторный амперметр до 2 А.
У катушки универсального трансформатора разнесли клеммы
согласно схеме
Усовершенствовали пистолет баллистический двусторонний. Для
этого просверлили ствол посередине и вставили проволочную скрепку.
Пистолет стал односторонним, не стала вылетать пружина, стало
возможным изменять длину активной части пружины, и соответственно,
силу упругости, Статья об этом напечатана в журнале "Физика в школе".
К бруску-трибометру приклеили полоску из разных веществ -
поролон, пластик и т.п., чтобы определять силу трения для разных пар
веществ.
Для изучения в 8 и классах зависимости сопротивления от длины
проволоки натянули на дощечку из фанеры нихромовую проволоку диаметром
0.3 и 0.4 мм длиной 0.6 м с тремя клеммами, что позволяет определять
сопротивление трех участков разной длины:
Для демонстрации атмосферного давления используем пластиковую
бутылку. В ее крышке просверлили отверстие, вставили трубку-гнездо и
после откачки воздуха видим, что давление воздуха сжимает бутылку и
весьма сильно деформирует ее.
Для некоторых работ физпрактикума нужны лабораторные
вольтметры до 3 В и до 12 В. Их можно получить, если поставить
дополнительное сопротивление от испорченного вольтметра в первом
случае (до 3 В) параллельно основному, и последовательно для прибора
на 12 В.
Аналогично можно получить демонстрационный вольтметр до 30 В,
если поставить два штатных резистора на 15 В.
Кроме того, для изучения диода вакуумного нужен вольтметр до 200
В, а для диода полупроводникового - до 1 В. Для их получения сделали
дополнительные сопротивления на 51 кОм для 200 В и 240 Ом для
напряжения 1 В.
Демонстрационные амперметры имеют шунты и шкалы на 3 А и 10
А, а требуются, кроме штатных, еще до 100 mA, до 300 mA и до 500 mA.
Шунты для этих диапазонов делаем из нихромовой проволоки диаметром 0.3
мм и 0.4 мм, подбирая длину эмпирически.
Выпускаемые до 1995 года лабораторные выпрямители 42/4 не
имели ни тумблеров включения, ни сигнальных ламп. Это мешает и
учителю, и ученику. Для исправления недостатка прикрепили к корпусу
двумя винтами М4 уголок, согнутый из винипласта после нагрева над
плиткой. На этом уголке смонтированы тумблер и сигнальная лампа.
Одна из забот учителя физики - источники света для
лабораторных работ. В течение многих лет в нашей школе для проведения
лабораторных работ мы используем читающую лампу от кинопроектора
"Украина" или "Школьник". Она имеет мощность 3 Вт. Номинальное
напряжение 4 В, соответственно сила тока 0.7 А. В этом отношении она
имеет преимущество перед лампами, обычно применяемыми в школе, т.е. на
3.5 В и на 6 В. Дело в том, что в большинстве кабинетов используются в
качестве источников тока выпрямители 42/4 и лампа на 4 В является
наиболее подходящей. Кроме того, она дает больший световой поток, чем
другие названные лампы. Некоторое неудобство все-таки состоит в том,
что для таких ламп не патронов, поэтому приходится укреплять лампу на
пластине-платформе размером 110х60 при помощи хомута на минимальной
высоте от платформы.
Эти лампы можно использовать как потребитель электрической
энергии, т.е. в лабораторных работах для измерения силы тока,
определения мощности, но, что важнее, как источник света для
проведения лабораторных работ по изучению законов преломления света и
получению изображения при помощи линз или для определения фокусного
расстояния собирающей линзы.
Для этого надо сделать из мягкого алюминия толщиной около 1 мм
экран-ширму, на котором полотном ножовки надо пропилить узкую щель, а
|
а против спирали лампы эту щель сверлом и надфилем надо завершить
стрелкой. Для быстрого и достаточно крепкого соединения экрана-ширмы с
основанием используем резиновое кольцо шириной 10-15 мм, отрезанное от
старой велосипедной камеры. Такое же кольцо, только более узкое,
надеваем на экран-ширму для того, чтобы оставлять для соответствующей
работы или нижнюю часть пропила, закрыв стрелку (для получения узкого
пучка света), или опускаем его вниз, оставляя открытой стрелку. |
Для получения более яркого изображения стрелки на экране-ширме
надо прикрепить при помощи того же кольца небольшой кусочек
полупрозрачной кальки. Кроме того, на лицевой части экрана-ширмы
вертикально около стрелки приклеили полоску миллиметровой бумаги,
совместив ее начало с вершиной стрелки. Таким образом легко измерить
высоту стрелки, которую можно использовать для определения увеличения
линзы. Такую же полоску высотой 30-40 мм можно приклеить к экрану, на
котором будет изображение.
Поскольку стрелка расположена на высоте 20-30 мм от стола (в
зависимости от толщины опоры и высоты крепления лампочки), то
соответственно надо понизить положение собирающих линз. Технология
этой операции проста и вполне понятна, я надеюсь, любому коллеге, кто
займется этим.
Для проекций прозрачных моделей на экран обычно используют
объектив с оборотной призмой. Однако при этом теряется много света.
Проще и лучше для этой цели использовать плоское зеркало:
Для определения направления тока самоиндукции при выключении
индуктивности (рис.245 Физика-10) в цепь лампы ставим диод в обратном
направлении по отношению к току от источника. Поэтому после включения
лампа не горит, а после выключения вспыхивает. Значит, при включении
тока ЭДС индукции противоположна ЭДС источника, а при выключении
сонаправлена.
Вращение рамки в магнитном поле. Учтехпромовая рамка для
вращения в магнитном поле требует солидного магнитного поля. Для его
получения используем два разборных электромагнита, которые включаем
последовательно с рамкой к В-24.
Для определения объема тела при помощи мензурки, для
определения силы Архимеда используем пробки резиновые, взятые в
кабинете химии. Их попарно соединили болтом или винтом, прикрепили к
ним проволочки. Получились тела объемом от 30 куб.см до 50 куб.см
разной массы. На каждом теле написали номер и значения всех
характеристик (масса, объем и т.д.), занесли в таблицу, которая
позволяет быстро проверять лабораторную работу.
Таким же образом используем аптечные пузырьки для работы по
выяснению условия плавания тел. Собрали 5 типоразмеров пузырьков с
пробкой и крышкой. Они служат лучше, чем пузырьки от пенициллина,
рекомендованные авторами учебника 7-го класса.
Применяем велосипедный генератор с приводом от моталки к/у
"Украина" при изучении осциллографа и при изучении переменного тока.
Выпрямитель ВС-24 предназначен для включения в сеть 220 В и
разрешен для использования только учителем. Поскольку по правилам
техники безопасности напряжение в сети для учащихся 42 В, то
выпрямитель ВС-24 можно очень легко и просто переделать для этого
напряжения и использовать учащимися при выполнении лабораторных работ
и работ физпрактикума.
Для этого надо:
Заменить шнур питания;
Отключить провода от первичной обмотки трансформатора
(расположена в нижней части).
Припаять к концам вторичной обмотки трансформатора два
провода. Первый - от тумблера. Причем технически проще его припаять к
выходу от трансформатора на сигнальную лампу. Второй провод - к выходу
от трансформатора на диод.
На передней панели В-24 поставили колодку, на которую подали
6.5 В переменного тока от трансформатора для нити накала вакуумного
диода.
Машина Атвуда - достаточно известный прибор для изучения
механики, но ее использование не нашло широкого применения по двум
причинам (на мой взгляд):
Требуется немало времени для подготовки к работе;
Точность результатов при высоте стойки 0.8 м невелика,
погрешность достигает 20-30%. В связи с этим мы сделали так -
установили штатный пусковой электромагнит и шкив прибора в простенке
кабинета под потолком, а панель с нормально замкнутыми контактами "НЗ"
от счетчика-секундомера электронного школьного ССЭШ-63 установили под
электромагнитом на высоте 0.7 м от пола. Здесь же установили
электромагнит для удерживания одного груза при их подвешивании на
нити, перекинутой через шкив (блок). Для него использовали катушку от
разборного электромагнита, пропустив через нее болт М10 для крепления
гайкой к кронштейну. Для определения времени на передней стене
кабинета установили секундомер электромеханический.
На боковой стенке корпуса секундомера установлен тумблер
выключения тока пусковых электромагнитов и пуска секундомера. В
качестве источника питания применяем выпрямитель с напряжением 4 В.
Таким образом получили два преимущества: прибор всегда готов к работе
и, главное, погрешность стала 5-10%, что вполне допустимо и объяснимо
сопротивлением воздуха, погрешностью измерения расстояния и т.п.
Прибор по определению мощности электродвигателя предназначен
для сети 220 В. Мы вместо штатного электродвигателя поставили
электродвигатель от автомобильного дворника на 12 В. Прибор стал
безопасным и менее шумным.
Несложная демонстрация свойств инфракрасных лучей.
Для демонстрации инфракрасных лучей в средней школе в 8 классе
обычно в качестве индикатора используют теплоприемник и микроманометр.
Однако в выпускном классе этого уже недостаточно, ведь учителю надо
дать учащимся возможность убедиться в том, что инфракрасные лучи
обладают некоторыми свойствами видимого света. Для этой цели я
использую ФОС-115, фильтр инфракрасный, в качестве датчика
фоторезистор ФСК-1 из набора полупроводников, гальванометр
демонстрационный и В-24. Напряжение на В-24 подбираю таким, чтобы сила
тока была равна одному делению шкалы амперметра на 10 А.
Если после этого между фильтром и фоторезистором поставить линзу
от ВОС-115 так, чтобы фоторезистор оказался в фокусе линзы, то
отклонение стрелки будет 6-8 делений. Таким образом учащиеся
убеждаются в том, что лучи инфракрасные преломляются, т.е. обладают
свойствами видимого света.
Для удобства установки фоторезистора на рейтер ФОСа можно к
панели фоторезистора двумя винтами прикрепить стержень.
На ученических столах рядом с розетками на 42 В поставлены и
подключены к сети 42 В розетки обычные для вилок с круглыми штырями.
Их используем:
Для включения В-24 для получения на выходе напряжения до 1 В
при выполнении работы физпрактикума "Изучение полупроводникового
диода".
Для включения транзисторных усилителей УНЧ-5, предназначенных
на 220 В. Оказывается, работают хорошо и от сети 42 В.
Большие трудности вызывает изучение Второго закона Ньютона, в
основном потом, что нет достаточно простых и убедительных
демонстрационных опытов. В 1994 году сделали для этой цели
акселерометр. Основа его - известная тележка массой два килограмма на
подшипниках, к ней болтом М6 прикрепили маятник из набора
"Трансформатор универсальный" и из алюминия сделали шкалу,
проградуировав от 0 до 4 м/с2на основе опытов и расчета. Вместе с
акселерометром используем динамометр демонстрационный 0-12 Н и плоскую
резинку или пружинку.
Измеряя силу, массу и ускорение, делаем выводы, что а~F и а~1/m.
Для физпрактикума в 9 классе "КПД электродвигателя"
используем реверсивный электрический двигатель от стеклоочистителя
автомобиля "КАМАЗ", укрепив на его оси шкив диаметром 10 см.
Чтобы почти ежегодно сменяющиеся лаборанты допускали меньше
ошибок при выставлении приборов для физпрактикума, комплект приборов
на столе сфотографировали и приклеили фотографию на папку с
инструкцией.
Сделали желоба из алюминиевых труб, распилив их вдоль. Шарики
стали кататься с меньшим трением. Кроме того, определяем КПД наклонной
плоскости с использованием тел калориметрическиx, а также силы трения.
III
Много заботы учителей занимает физпрактикум в 10-11 классах.
Хочется поставить такие работы, чтобы они были полезны, доступны и
чтобы было достаточно нужного оборудования и приборов. Труд по
подготовке работ велик, но и польза зато соответствующая. В связи с
этим более подробно расскажу о некоторых работах - чем они в нашей
школе отличаются от работ, описанных в разных учебных пособиях, в
частности, в книге под редакцией Бурова - 1987 год.
11 класс
-
В работе "Определение индуктивности катушки" используем две
катушки от разборного электромагнита. Соединили конец одной с началом
другой и укрепили на платформе. Получилась сдвоенная катушка.
Определяем индуктивность этой сдвоенной катушки и индуктивность
половины ее, тем самым получаем, что индуктивность зависит от числа
витков. Аналогично определяем связь железного сердечника и
индуктивности.
При выполнении работы "Резонанс в цепи переменного тока"
используем катушку от разборного электромагнита и два конденсатора
С=10 мкф и С=4 мкф, соединенных между собой параллельно через ключ.
Это дает возможность получать емкости С1 и С1+С2. На основе этого
строим четыре резонансные кривые, т.е. устанавливаем зависимость
частоты от емкости, индуктивности (изменяя ее сердечником типа
"гвоздь") и независимость от активного сопротивления.
В 11 классе поставлены две работы, так сказать, "самодельные".
Одна из них "Изучение законов фотоэффекта при помощи фотоэлемента
СЦВ-3" напечатана в журнале "Физика в школе" N1 1987 год, и поэтому о
ней говорить не стоит, желающие могут прочитать.
Вторая работа "Передача электроэнергии" не напечатана, поэтому о
ней более подробно. Линия выполнена из двух нихромовых проводов длиной
по 2.5 м и диаметром 0.2 мм. По ним передается переменный ток вначале
напрямую от источника до потребителя и при этом КПД=5%, а потом
посредством трансформации 4х120 и 120х4, при этом КПД=20%.
Работы физпрактикума 10-х классов также усовершенствовали.
В работе "Определение вектора магнитной индукции" постоянный
магнит прикреплен к чаше весов, а неподвижная рамка стоит под магнитом
( в книге - наоборот). Стало много удобнее.
Изменения в работе "Вольтамперная характеристика полупроводникового диода" напечатана в журнале "Физика в школе" N2 1980 года. В
1994 году сделано еще одно улучшение - вместо РНШ включает В-24 на 220
В к выходу переменного тока 42 В для плавного изменения напряжения на
диоде от 0 до 1 В.
В 1987 году разработана работа "Изучение фоторезистора". Для
этой работы используем фоторезистор ФСК-1. Его сопротивление определяем
по вольтметру и микроамперметру, а освещенность - по люксметру,
сделанному на основе того же микроамперметра и школьного селенового
фотоэлемента.
Схема цепи:
Для изменения освещенности передвигаем лампочку на 4 В от кинопроектора внутри кожуха на доске трибометра. Питание лампы от выпрямителя 42/4.
IV
Решение задач с последующей проверкой результата опытным путем
имеет в физике большое значение. Именно они в полной степени соответствуют принципу
диалектического пути познания истины. "От абстрактного
созерцания к активному мышлению и от него к практике" - такой путь
познания указывал В.И.Ленин. В соответствии с этим принципом стараюсь
по каждой теме решать экспериментальные задачи.
В 7 классе по теме "Условие плавания тел" определяем плотность
совершенно одинаковых по виду деревянных цилиндров с болтами равной
массы, завернутых внутрь цилиндров.
После их взвешивания на весах вычисляем плотность по известному
объему и делаем проверку.
В 8 классе интересной представляется задача по определению КПД
спиртовки. Нагревает в колбе 0.5 кг воды, находим взвешиванием массу
сгоревшего спирта, определяем t1 и t2 и вычисляем КПД.
-
В 9 классе проводим решение задач на движение 2-х тел, соединенных нитью, по блоку.
Проверку производим при помощи машины Атвуда.
Совпадение 90%.
В том же классе решаем задачу на закон сохранения энергии при
помощи пружинного пистолета. Определяем К пружины: Е=КХ2/2 и А=mgh.
Точность работы хорошая.
При изучении колебаний вначале вычисляем
и ,
а затем сравниваем с Т=t/n. Полезно также сравнить Т1 и Т2 при l2=2*l1.
-
В классе полезно определить значение вектора В постоянного
магнита при помощи весов и рамки с током.
-
В 11 классе можно определять емкость конденсатора
при помощи амперметра и вольтметра переменного тока и сравнить результат
со значением, указанным на корпусе.
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ
"ФИЗИКА В ШКОЛЕ".
"Приближенный расчет светового давления" | 2-76 |
"Усовершенствование двустороннего пистолета" | неизв. |
"Вольтамперная характеристика полупроводникового диода" | 2-80 |
"Использование КАТ-16 для физпрактикума" | 1-86 |
"Снятие вольтамперных характеристик вакуумного фотоэлемента" | 1-87 |
Демонстрация"Зависимость силы электрической от диэлектрика" | |
"О некоторых фронтальных лабораторных работах в 9-х классах" | 4-87 |
"Определение вектора магнитной индукции" | |
"Изучение и сборка генератора электромагнитных колебаний
на транзисторе" | 3-94 |
|
|