Тюрина Екатерина Николаевна
школа 88
учитель физики

Открытый урок по физике в 10 лицейном классе по теме
" Сила Лоренца " ( 2 часа ).

Учебник 10 кл. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: изучение поведения движущихся электрических зарядов в магнитном поле.

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании законов физики.

ХОД УРОКА:

I. Устные ответы на повторение пройденного материала по предлагаемым планам:

1. Магнитные взаимодействия. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции.

- какие взаимодействия относятся к магнитным ?

- как осуществляются магнитные взаимодействия ?

- что такое магнитное поле ?

- почему характеристикой магнитного поля должна быть векторная величина ?

   а) как ведет себя рамка с током в магнитном поле;

   б) как ведет себя магнитная стрелка в магнитном поле;

   в) как определить вращающий момент ?

2. Сила Ампера. Модуль вектора магнитной индукции.

- что взяли для опыта ?

- что проделали ?

- что получили ?

- какие выводы сделали ?

- дать определение модуля вектора магнитной индукции ?

- единицы измерения В ?

3. Объяснить:

а) взаимодействие параллельных проводников, в которых ток идет в разных направлениях
б) поведение рамки с током в указанном магнитном поле

Какая электрическая единица измерения устанавливается через взаимодействие проводников ?


Дополнительный вопрос: для чего вращение рамки можно использовать ?

II. Задание классу:

Физический диктант по 2-ум вариантам ( "а" и "б" )

1.

а. Как взаимодействуют параллельные проводники ?

б. В чем суть опыта Эрстеда ?

2.

а. В чем причина взаимодействия параллельных проводников ?

б. Укажите источник магнитного поля ?

3.

а. Как можно обнаружить магнитное поле ?
         б. Дать определение модуля   B.

4.

         а. Указать единицу измерения модуля  B.
         б. Указать направление  B (рис.1)

(рис.1)

5.

         а. Указать направление  B (рис.1)

б. Определение линии магнитного поля.

6.

а. Изобразить магнитное поле прямого тока.

б. Изобразить магнитное поле кругового тока.

7.

а. Что такое магнитный поток ?


б. 1 Вб = 1 ед.Ф Исходя из определения "Ф", найти размерность.

8. Решить задачу (Учебник 10 кл. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев)

а. N 830 Р

б. N 831 Р

III. Калейдоскоп формул, рисунков, используемых на уроке

1)  T = 2 p m       2)  B =
F
      3)  A = F S cos a      4)  M = F d
e B
I D l sin a

5)  I = U                 6)  E = F                     7)  B = M                   8)  F = m v2
R q I S r

9)  I = e n v S      10)  Ф = B S cos a    11)  F = B I l sin a   12)  F = m a

13)  v = e r B       14)  V = S D l            15)  n = N                    16)  Wk = m v2
m V 2

17)

18)

Указание, как использовать калейдоскоп:

1. Не дописать буквы, цифры в формулах. Ученик должен определить, что пропущено при записи формулы.

2. Какие формулы относятся к теме урока.

IY. Объяснение.

1) Опыт с осциллографом. Вопрос: Почему отклоняется электронный луч в магнитном поле ?

2)

Рассмотрим действие магнитного поля

на прямолинейный проводник с током.

3) Чему равен FA ? F = I l B sin a

4) I - ? I = e n v S

5) F = e n v S l B sin a

6) F = e v N B sin a - сила, действующая на "N" электронов.

7) F   = e v B sin a - сила, действующая на один электрон.
N

8) Вывод: Сила Лоренца Fл = e v B sin a;     FA   = Fл
N

9) Как направлена сила Лоренца Fл ?

Y. Где нашло отражение такое поведение частиц ?

1) циклотрон

а) устройство б) теория


m v2   = q v B;    m v   = q B    =>    v = q B r
r
r
m

Вывод r ~ v

T = p r ;  T = p m r     =>    T = p m
v
q B r
q B

Вывод: T не зависит от r, где

T-время движения частицы внутри дуанты;

m-масса частицы;

q-заряд частицы;

B-магнитная индукция.

2) Решить задачу N 839 P

3) Поведение частиц, заряженных в магнитном поле Земли.


а) описать поведение заряженных частиц, попавших в магнитное поле;
б) следствие такого поведения - радиационные пояса Земли.

Задание: $ 65 Упр. 11 (1-4) повтор.темы " Электростатика ";
Учебник 10 кл. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев


Rambler's Top100