|
Проведение биологического исследования в стоячих и текущих водоемах и их
особенности
- Текучие водоемы (реки, ручьи, каналы и т.д.).
Выше мы уже неоднократно отмечали, что для изучения
водоемов, имеющих течение, большее значение имеют перифитонные организмы,
которые дают картину общего состояния воды за достаточно длительный промежуток
времени, предшествующий исследованию. Быстрые колебания степени загрязнения
воды плохоуловимы с помощью перифитона, и для их исследования лучше подойдут
гидрохимические и бактериологические методы. Также случайные загрязнения
местного характера всего легче могут повлиять на характер населения дна в
таких водоемах. В гораздо меньшей степени могут они влиять на население таких
подводных предметов, как сваи, коряги, листья водных растений, различные
подводные сооружения и т.п., и наконец их влияние почти совершенно исключено
при изучении обрастаний, располагающихся на различных подводных предметах в
местах водоема, обладающих быстрым течением. Здесь невозможны какие-бы то ни
было случайные застои грязной или чистой воды, и развивающиеся сидячие
индикаторные организмы вполне отвечают действительному среднему составу воды,
омывающей их.
Это обстоятельство заставляет при исследовании рек
обращать внимание на быстрые места их течения - перекаты, плотины, шлюзы и
т.д. Здесь необходимо выбирать станции, если Вы хотите получить представление
об общем состоянии реки. Если же Вас интересуют разовые или местные
загрязнения, постарайтесь также исследовать обитателей дна в местах со слабым
течением - в заводях, бочагах и т.д. После впадения в реку тех или иных
загрязненных стоков, они сносятся течением вниз по реке и обильные отложения
их в более глубоких местах реки с замедленным течением. Благодаря разложению
этих скоплений могут возникнуть явления вторичного загрязнения в таком районе
реки, где самоочищение уже значительно продвинулось вперед. Подобного рода
явления особенно часто происходят в загрязненных реках под влиянием мельничных
запруд. Такие "тонкости" должны быть учтены при всяком биологическом
исследовании.
Наибольшую трудность для непрофессиональных исследований
представляют крупные реки, например, Волга. Здесь практически невозможно
собрать необходимые данные без специального оборудования - большая глубина и
ширина водоема исключает возможность его исследования "вручную", а "пустые"
лишенные растительности берега не позволяют набрать здесь достаточного
количества организмов и для количественного анализа. Поэтому в больших реках,
особенно с песчаным подвижным дном, не дающим твердой опоры для прикрепления
обрастаний, биологический осмотр дает недостаточные результаты. Большую роль в
оценке качества воды здесь могут сыграть гидрохимические методы (в том числе и
органолептика). Также очень полезными могут оказаться сведения о видовом
составе рыб, обитающих в реке. Постарайтесь также взять и изучить образцы
перифитона со свай, бакенов и т.д.
- Стоячие водоемы (озера, пруды, а также
водохранилища и т.д.).
Биологическое исследование стоячих водоемов (а
также водоемов со слабым течением) как правило, более легко интерпретируется.
Здесь прежде всего необходимо проведение комелексных исследований, с тем,
чтобы иметь более полное представление о состоянии водоема. Чем крупнее
исследуемый водоем, тем большее количество разнообразных станций (песчаные
пляжи, прибрежные заросли и т.д.) необходимо выбрать по всему периметру
водоема. Желательно также провести отбор бентосных организмов с глубины
водоема и исследовать его планктон. Также необходимо провести исследования в
местах впадения притоков (рек, ручьев) и стоков (здесь может иметь место
накопление загрязнений а также вторичное загрязнение - см.
"Текучие водоемы"). Следует помнить, что озера представляют собой очень
устойчивые, консервативные экосистемы и, как правило, обладают хорошей
способностью к самоочищению.
Имея в виду, что в различных водоемах биологическая картина может
сильно варьировать, весьма желательно для каждого исследуемого водоема
выяснить нормальную биологическую картину его выше мест загрязнения, чтобы
затем можно было установить путем сравнения те отклонения, которые вызывают в
водоеме вносимые в него загрязнения. Без такого сравнительного масштаба
биологические исследования теряют известную часть своего значения.
|
|
|