ЗАДАНИЯ 9 КЛАСС

  1. Рассуждение. Дайте развернутый ответ на вопрос. Почему в России в середине XVII века было запрещено строительство шатровых храмов?

  2. Работа над ошибками. Перепечатайте текст в исправленном виде и укажите в скобках количество обнаруженных вами ошибок.
    В 1741 году М.В.Ломоносов вернулся в Россию. Положение дел в Петербургской Академии наук было плачевным. В начале 50-х гг., не прекращая работу по улучшению академических учебных заведений в столице, основное внимание он сосредоточил на подготовке открытия Московского университета. Документы о его организации подавались в Сенат и императрице Екатерине Великой от имени И.И.Шувалова. Под университет было отведено здание Сухаревской башни у Воскресенских ворот, которые вели на Красную площадь. Работами по ремонту и переоборудованию помещений руководил архитектор Д.В.Ухтомский. Указ об учреждении университета был подписан 12 апреля 1754 года. При нем создавались две гимназии. Московский университет ничем не отличался от университетов Европы: преподавание в нем велось на латинском языке, традиционным был и набор факультетов.
  3. Тесты. Подчеркните правильный ответ.

    1. О какой картине ее автор рассказал следующими стихотворными строками:
      И вот извольте посмотреть,
      Как наша пташка хочет улететь;
      А умная мать
      За платье ее хвать!
      И вот извольте посмотреть,
      Как в другой горнице
      Грозит ястреб горлице,
      Как майор, толстый, бравый,
      Карман дырявый,
      Крутит свой ус:
      Я, дескать, до денежек доберусь!
      
      • Пукирев "Неравный брак"
      • Федотов П. "Сватовство майора"
      • Шибанов М. "Празднество свадебного договора"

    2. Вычеркните лишнее:
      темпера, масло, марина, акварель, сангина.

    3. Соотнесите авторов и их музыкальные произведения:
      А.Г.Рубинштейн
      Ц.А.Кюи
      А.Е.Варламов
      "Снежный богатырь"
      "Хитрый мальчик и людоед"
      "Демон"

    4. Вычеркните лишнее:
      "Выстрел", "Пир во время чумы", "Бахчисарайский фонтан", "Бригадир", "Метель", "Цыганы", "Каменный гость".

    5. Как называется не граненый, а выпукло отшлифованный камень, который широко использовался в древнерусском искусстве для украшения ювелирных изделий и предметов церковной утвари?
      • стеклярус
      • зернь
      • кабошон

  4. Тесты по традиционной материальной культуре русских.
    1. Вычеркните лишнее:
      Ферязь, саян, костыч, сарафан, опашень.

    2. Что такое поветь?
      • разновидность восточнославянской гончарной посуды
      • деталь мужского крестьянского костюма
      • хозяйственная часть традиционного жилища

    3. Какой из предложенных терминов вы можете использовать для продолжения следующего перечня: сборник, кокошник, моршень (куколь, кика, малахай, картуз).

© Ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1999