Аналитическая справка
о проведении тура "История отечественной культуры"
в интеллектуальном марафоне
1998-99 учебный год

В марте 1999 года историческим факультетом Ярославского государственного унтверситета им.П.Г.Демидова совместно с Центром дистанционного обучения школьников в рамках очередного тура интеллектуального марафона была проведена заочная олимпиада по истории отечественной культуры. В ней приняли участие 24 команды и индивидуальных участников по параллели 9-х классов, 26 команд и индивидуальных участников по параллели 10-х классов и 28 команд и участников по параллели 11-х классов, всего 78 команд.
Сюжеты, касающиеся истории отечественной культуры для этой олимпиады, были предложены не случайно. Традиционно абитуриенты, сдающие вступительный экзамен по отечественной истории в университет, демонстрируют весьма слабые знания в этой области и низкий уровень общей эрудиции. С целью стимулирования интереса к национальным культурным ценностям организаторы тура решили его целиком посвятить истории отечественной культуры.
Структурно олимпиада состояла из трех заданий. Первое из них представляло собой рассуждение на одну из ключевых тем общекультурной проблематики. Здесь мы стремились проверить не только конкретные знания, но и аналитические навыки, а также способность учащихся включить тот или иной сюжет из истории культуры в процесс исторического развития нашей страны на определенном этапе.
Второй вопрос назывался "Работа над ошибками" и содержал небольшой текст, посвященный яркому событию культурной жизни России. В него было заложено 5-6 фактических и концептуальных ошибок, которые предстояло найти и исправить участникам олимпиады.
Третий блок олимпиады представлял собой набор тестов по истории отдельных видов российского искусства, в том числе и по истории традиционной культуры русских. Последнее носило экспериментальный характер, так как этот материал не изучается в рамках школьной программы, поэтому организаторы тура хотели, с одной стороны, выяснить знания школьников по этому предмету, а с другой стороны, простимулировать к нему интерес. При выполнении этого задания участники должны были продемострировать умение самостоятельно работать с незнакомой литературой и навыки самостоятельного библиографического поиска.
Проверка и анализ присланных ответов показывают, что в целом интерес к истории национальной культуры у современных школьников присутствует. Участники олимпиады в основной своей массе продемонстрировали добротные конкретные знания, умение найти литературу по заданной теме и произвести отбор необходимого материала.
Вопрос-рассуждение вызвал, пожалуй, наибольшие затруднения. Не все участники олимпиады справились с необходимость отобрать из обширного материала только то, что могло явиться ответом на конкретно заданный вопрос. Они пошли по наиболее легкому (описательному) пути ответа. Эту особенность мышления современных школьников отмечают многие преподаватели-экзаменаторы на вступительных экзаменах в вузы. В целом слабые аналитические навыки, недостаточная способность организовать и систематизировать материал в конкретно заданном ракурсе должны восприниматься как серьезная методическая проблема.
"Работа над ошибками" была проведена гораздо более успешно. Многие даже переусердствовали и вместо ошибок дали еще и расширительный вариант текста, что может объясняться стремлением выполнить задание как можно лучше или же невнимательным прочтением формулировки задания.
Тестовый блок с точки зрения организаторов тура был самым легким для работы в заочном варианте, когда у участников олимпиады есть возможность обратиться к необходимой литературе на уровне элементарных энциклопедических справочников. Хочется отметить, что школьникам был предложен рекомендательный список литературы. Но, тем не менее, это задание было выполнено очень неровно. Наибольшее количество ошибок было допущено при ответах на вопросы о традиционной культуре русских.
В целом организаторы тура полагают, что такого вида работа может стать дополнительной формой обучения и повышения интереса школьников к истории национальной культуры. Нам представляется целесообразным продолжить разработку этих сюжетов в следующих турах интеллектуального марафона.

Зам. декана исторического факультета ЯрГУ им. П.Г.Демидова В.Н.Дегтеревская

Ст.преподаватель кафедры отечественной средневековой и новой истории ЯрГУ им.П.Г.Демидова, сотрудник Городского научно-педагогического центра И.А.Федорчук


© Ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1999