ЗАДАНИЯ 10 КЛАСС

  1. О ком из писателей и поэтов идет речь?
    1. "... Он дал некоторое отражение известной среды, определенных кварталов русского города; но он не поднялся над уровнем специфического быта, и человека заслонил для него купец"
      Ю. Айхенвальд
    2. Если мы не ошибаемся, каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления ... мысль ... никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы.
      И.С. Тургенев
    3. Сознательно мирские наслажденья 
      Ты отвергал, ты чистоту хранил,
      Ты жажде сердца не дал утоленья;
      Как женщину, ты родину любил,
      Свои труды, надежды, помышленья
      Ты отдал ей; ...
      	Н.А. Некрасов
      
    4. ... - Этот "славянский гигант", как называл его Флобер, понявший и оценивший в нем глубокую неподражаемую народную самобытность - ... - истинный европеец... Он один из первых открыл всю глубину, всю прелесть и силу русского духа. "Самодовольный, бесстрастный эпикуреец", "эстетик", поклонник чистого искусства имеет право на сердечную благодарность русского народа.
      Д.С. Мережковский

  2. Маршруты каких героев, каких произведений смешаны в следующей цепочке? Ответ кратко прокомментируйте.
  3. Кузьминское - Выборгская сторона - деревня Босова - Сенная площадь - Валаам - Богучарово - Марьино - Отрадное - Клин - Аустерлиц - Рынь-пески - Никольское -Большие Вахлаки - Гороховая улица.

  4. По реплике определите, о каком герое какого произведения идет речь? Какую роль играет данная реплика в характеристике героя - ваш комментарий.
    1. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.
    2. А ну-ка, Пава, изобрази!
    3. Не потерплю! Разорю!
    4. Ну и я ... вышел из задумчивости ... задушил ... по примеру авторитета.
    5. Я любви искала и не нашла.
    6. Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба.
    7. Желтого в угол! Дуплет в середину

  5. Частый прием в литературоведении - использование говорящих имен, приведите примеры из текстов Гончарова, Достоевского, Некрасова, Толстого, Тургенева, Чехова, Салтыкова-Щедрина и др., поясните смысл использования.
  6. Определите, о каком двух- или трехсложном размере идет речь во фрагменте (материал из статьи К.Бальмонта "Русский язык"). Приведите примеры размеров из известных вам произведений.
    1. "Стих выразительный, живописный, я бы сказал, сабельный, ударный. Весь явный и завершенный, совсем не таинственный".
    2. "Стих гораздо более выразительный и включающий в себя таинственность. В нем есть пляска, в зависимости от чтения торжественная или буйная. Слог с ударением, за которым следует слог без ударения, отвечает великорусской наклонности к полногласию. Конец стиха не сжат".
    3. "Размер, полный угрюмой выразительности, тяжелого и рассчитанного удара. Стих, как рука с мечом, которая медленно приподнимается, замахивается и сражает. Обратный лик дактиля, обратный ток чувств".
    4. "Пленительный размер, в нем есть качание старинного вальса и морской волны. Ударный слог, предводимый и сопровождаемый неударным, движется так мягко, что очаровывает плавностью".
    5. "Трехслоговая замедленность. Размер самый таинственный. Стих глянет на тебя, и кажется, что он посмотрел на душу полным взором, и в полвзора, и в четверть взора. Песня спелась, еще не хочет конца, и еще поется, и все не хочет конца, и допевается."

  7. Перед вами музыкальные произведения, исполняемые героями известных романов и пьес. Установите имя исполнителя.
    1. "В полдневный сон в долине Дагестана" ("Сон").
    2. "Ключ".
    3. "Casta diva".
    4. романс Сеймура Шиффа "Дремлет сонная Гранада".
    5. "Не искушай меня без нужды...".

  8. В списке периодических изданий укажите те, что выходили в свет во второй половине XIX века в России, по возможности укажите издателя/редактора.
  9. Отечественные записки, Новый мир, Современник, Наш Современник, Время

  10. В русских классических произведениях часто присутствует дуэль. Вспомните авторов и произведения. Насколько герои соблюдают правила дуэли? В чем смысловая разница в сценах дуэли в произведениях? Прокомментируйте роль дуэли для сюжета и проблематики произведения.
  11. Принцип статики/динамики по отношению к героям и персонажам произведений существенно важен для многих авторов. Опишите систему образов в том или ином произведении, где принципы статики/динамики наиболее ярко выражены.
  12. Исправьте ошибки в следующих утверждениях.
    1. "Премудрый пескарь" - это юмористическая фольклорная сказка.
    2. "Преступление и наказание" - роман-детектив.
    3. "Война и мир" - это семейная хроника.

  13. Перед вами три текста: стихотворения М.Ю.Лермонтова и А.А.Фета - переводы стихотворения Г.Гейне, стихотворение Н.А.Некрасова - пародия на эти стихотворения. Сравните два перевода, выделив общее и различное. Какие черты стихотворения стали объектом пародирования?
  14. 		 ***
     
    		 Sie liebten sich beide? Doch keiner
    		 Wollt'es dem andern gestehn.
    						 Heine
    
     Они любили друг друга так долго и нежно,
     С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!
     Но, как враги, избегали признанья и встречи,
     И были пусты и хладны их краткие речи.
     Они расстались в безмолвном и гордом страданье
     И милый образ во сне  лишь порою видали.
     И смерть пришла: наступило за гробом свиданье...
     Но в мире новом друг друга они не узнали.
    
     	М.Ю. Лермонтов
    
    		***
     Они любили друг друга,
     Но каждый упорно молчал;
     Смотрели врагами, но каждый
     В томленьи любви изнывал.
     Они расстались - и только
     Встречались в виденьи ночном;
     Давно они умерли оба -
     И сами не знали о том.
    
    	 <1857> А.А. Фет
    
    			***
     В один трактир они оба ходили прилежно
     И пили с отвагой и страстью безумно-мятежной,
     Враждебно кончалися их биллиардные встречи,
     И были дики и буйны их пьяные речи.
     Сражались они меж собой, как враги и злодеи,
     И даже во сне все друг с другом играли
     И вдруг подралися... Хозяин прогнал их в три шеи,
     Но в новом трактире друг друга они не узнали.
    
    	 Н.А. Некрасов
    

© Ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998