Принцип статики/динамики может быть рассмотрен на примере романа "Обломов" И.А.Гончарова и др.
- Сказка не фольклорная, а литературная (авторская), не юмористическая, а сатирическая, носящая обличительный характер.
- Роман "Преступление и наказание" - философский роман. Соблюдены следующие черты детектива: наличие преступления и следствия, ложные ходы следствия, замкнутое пространство. Но даже эти черты детектива наполняются иным содержанием: Раскольников признается в преступлении после юридического доказательства невиновности, замкнутое пространство реализует идею нравственной духоты.
- С самого начала, в противовес детективу, нам известно имя убийцы, а само название произведения переносит акцент на наказание (что остается за рамками детектива). Преступление рассматривается в плоскости философии и нравственности.
- "Война и мир" - роман-эпопея, а не семейная хроника, т.е. произведение монументальное по форме, касающееся не только истории данной семьи, но и рассматривающее общенародную проблематику. В романе становление характеров главных героев подчиняется событиям национально-исторического масштаба.
Лермонтов использует эпиграф из Гейне, обозначая главную коллизию произведения, отсылая читателя к источнику-оригиналу. Стихотворение выстраивается на лермонтовских романтических контрастах: любовь/вражда, встреча/разлука, и излюбленных эпитетах "безумно-мятежной", "пусты", "хладны". Встреча - не узнавание за гробом трактуется как трагическая.
Фет обращается к тому же источнику-оригиналу. Строки Фета вдвое короче лермонтовских, ритмический рисунок четче. Стихотворение композиционно состоит из двух частей: "Они любили..." - "Они расстались...". Сохраняется контрастность, но финал иронически снижен по сравнению с трагически приподнятым у Лермонтова.
Некрасов в своей пародии явно ориентируется на текст Лермонтова, используя его образный ряд, но любовную коллизию заменяет на игровую-биллиардную, таким образом возникает явный зазор между романтически-высоким стилем и низким предметом изображения.