ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ 10 КЛАСС

    1. А.Н.Островский. Указание на изображение купеческой среды и быта.
    2. Ф.И.Тютчев. Указание на характерную черту поэзии - основанность на мысли, наличие тезиса.
    3. А.Н. Добролюбов.
    4. И.С.Тургенев - действительно, "русский европеец", большую часть жизни проведший во Франции, другие указания - тяга к эстетству.

    1. Кузьминское - деревня Босова - Клин - Большие Вахлаки - маршрут странников из поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
    2. Марьино - Никольское - "пункты путешествия" Базарова (усадьбы Н.П. и П.П. Кирсановых и Одинцовой) (И.С. Тургенев "Отцы и дети")
    3. С улицы Гороховой на Выборгскую сторону переезжает Обломов, что означает устремленность к полному покою и мертвенность (И.А. Гончаров "Обломов").
    4. Сенная площадь - место покаяния Раскольникова (Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"), народное пространство в стихотворении Н.А.Некрасова "Вчерашний день...".
    5. Валаам (монастырь) - последний пункт путешествия "Очарованного странника" - Ивана Северьяновича Флягина. Рынь-пески - место его заточения у татар. (Н.С.Лесков "Очарованный странник").
    6. Богучарово - имение Андрея Болконского, Отрадное - имение Ростовых, куда приезжает Андрей Болконский, Аустерлиц - участие Андрея Болконского в битве при Аустерлице, его "прозрение" неба - духовной вертикали в сравнении с земной тщетной и славой (Л.Н.Толстой "Война и мир").

    1. Кнуров "Бесприданница" А.Н.Островского, купеческое отношение к любви, задается основой конфликт любви и золота.
    2. Иван Петрович Туркин, отец Котика. Слова повторяются в начале и в конце произведения, показывая статичность, неизменяемость героев.
    3. "Органчик" - Брудастый. Выкрик повторяется из раза в раз, реализуя идею механичности (М.Е.Салтыков-Щедрин "История одного города").
    4. Раскольников. Монолог-исповедь перед Соней. "Задумчивость" - попытка руководствоваться не сердцем, а головной теорией, "авторитет" - Наполеон. (Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание").
    5. Лариса, "Бесприданница" А.Н.Островского. Слова из последнего монолога: выбор не любви, а золота.
    6. Отец премудрого пискаря, по его заповедям выстраивает свою жизнь, прожитую в страхе, герой сказки "Премудрый пискарь" М.Е. Салтыкова-Щедрина.
    7. Гаев, герой пьесы А.П.Чехова "Вишневый сад" . Слова - лейтмотив, который есть у каждого героя, повторяются на протяжении всей пьесы.

  1. Здесь может быть множество вариантов ответов. Приведем примеры:

    1. ямб;
    2. хорей;
    3. анапест;
    4. амфибрахий;
    5. дактиль.
    Примеры могут быть разнообразные, приведем варианты возможных ответов:
    1. "Я помню чудное мгновенье..." - А.С. Пушкина;
    2. "Сказка о царе Салтане" и другие сказки А.С. Пушкина;
    3. "Тройка" Н.А. Некрасова;
    4. "Шумела полночная вьюга" А. Майкова;
    5. "Еду ли ночью по улице темной" Н.А. Некрасова.

    1. Катерина Ивановна.
    2. Наташа Ростова.
    3. Ольга Ильинская.
    4. Авдотья Кукшина.
    5. Лариса Дмитриевна.

    1. "Отечественные записки" - журнал, в котором публикует свои обзоры русской литературы В.Г.Белинский, свои произведения Н.В.Гоголь, И.А.Гончаров, а с 60-х годов - Салтыков-Щедрин, Островский...
    2. "Современник", основанный Пушкиным, в 1847 году переходит в руки Панаева и Некрасова до 1866 года - времени запрещения журнала. В журнале сотрудничали Л.Н.Толстой, И.А.Гончаров, А.Н.Островский. С журналом связан и конфликт Некрасова и Тургенева. Тургенев не был согласен с революционными взглядами Добролюбова в статье "Когда же придет настоящий день" и порвал с журналом.
    3. "Время", редакторами журнала стали братья Ф.М. и А.М.Достоевские, журнал выходил с 1861 по 1863 года.

  2. Дуэль встречается в "Евгении Онегине" А.С.Пушкина (Онегин/Ленский), в "Герое нашего времени" М.Ю.Лермонтова (Печорин/Грушницкий), в "Войне и мире" Л.Н.Толстого (Долохов/Пьер Безухов), в "Отцах и детях" И.С.Тургенева (Базаров/Павел Петрович Кирсанов).
    Дуэль Онегина и Ленского кульминационна для их взаимоотношений и подчеркивает контрастность героев ("Они сошлись..."). Дуэль предчувствуется Татьяной во сне (пятая глава). Первоначальное сомнение Онегина сломлено: "И вот общественное мненье" (цитата из "Горя от ума"). Законы дуэли нарушены, что с неудовольствием замечает Зарецкий: в качестве секунданта Евгений Онегин пригласил не дворянина, а своего слугу француза Гильо, Зарецкий также допускает несколько ошибок: при вызове на дуэль не обсудил возможность примирения, не объявил Онегина неявившимся, хотя тот опоздал на четверть часа.
    Онегин нарушает правила дуэли, чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и серьезность, которой все еще не верит, а Зарецкий видит в дуэли забавную, хоть и кровавую историю, предмет сплетен. Для Пушкина гибель Ленского - способ обозначить иронический модус прочтения героя: "А может быть и то,/Поэта обыкновенный ждал удел".
    Дуэль Печорина и Грушницкого более соответствует дуэльным правилам: доктор просил врагов примириться, Печорин не опоздал на дуэль, хотя капитан попытался обвинить его в этом, перед дуэлью Печорин предлагает Грушницкому извиниться и отложить дуэль.
    Предпринятая секундантом Грушницкого бесчестная хитрость оказывается напрасной.
    Важным эпизодом в раскрытии характера Печорина оказывается даже не сама дуэль, а ночь перед дуэлью: монолог о смерти и одиночестве.
    Дуэль оказывается интересна и с точки зрения системы образов: и Вернер, и Грушницкий - двойники Печорина. Грушницкий - иронический, сниженный двойник (в отличие от контраста героев в "Евгении Онегине").
    Правила дуэли в "Отцах и детях" нарушены: между Павлом Петровичем и Базаровым не было явной ссоры, причина - в презрении и ненависти к друг другу. Секундантов нет, есть свидетель - слуга Петр. Сцена дуэли продолжение разногласий Базарова и Павла Петровича. Базаров снисходительно соглашается с условиями дуэли, тогда как для Павла Петровича этот ритуал - часть его жизни, культурных традиций. Сцена дуэли - своего рода пародия на "классическую модель" дуэли.

  3. Примеры школьников могут быть разнообразны, приведем вариант ответа.
    В системе образов "Войны и мира" Л.Н.Толстого герои положительные - динамичные, изменяются, проходят путь духовного становления, это касается "любимых" героев Толстого - Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наталии Ростовой, герои же отрицательные статичны, не изменяются, задаются единственной деталью (мраморные плечи Элен), таковы Элен и Анатоль Куракины, например.
    Принцип статики/динамики может быть рассмотрен на примере романа "Обломов" И.А.Гончарова и др.

    1. Сказка не фольклорная, а литературная (авторская), не юмористическая, а сатирическая, носящая обличительный характер.
    2. Роман "Преступление и наказание" - философский роман. Соблюдены следующие черты детектива: наличие преступления и следствия, ложные ходы следствия, замкнутое пространство. Но даже эти черты детектива наполняются иным содержанием: Раскольников признается в преступлении после юридического доказательства невиновности, замкнутое пространство реализует идею нравственной духоты.
      С самого начала, в противовес детективу, нам известно имя убийцы, а само название произведения переносит акцент на наказание (что остается за рамками детектива). Преступление рассматривается в плоскости философии и нравственности.
    3. "Война и мир" - роман-эпопея, а не семейная хроника, т.е. произведение монументальное по форме, касающееся не только истории данной семьи, но и рассматривающее общенародную проблематику. В романе становление характеров главных героев подчиняется событиям национально-исторического масштаба.

  4. Лермонтов использует эпиграф из Гейне, обозначая главную коллизию произведения, отсылая читателя к источнику-оригиналу. Стихотворение выстраивается на лермонтовских романтических контрастах: любовь/вражда, встреча/разлука, и излюбленных эпитетах "безумно-мятежной", "пусты", "хладны". Встреча - не узнавание за гробом трактуется как трагическая.
    Фет обращается к тому же источнику-оригиналу. Строки Фета вдвое короче лермонтовских, ритмический рисунок четче. Стихотворение композиционно состоит из двух частей: "Они любили..." - "Они расстались...". Сохраняется контрастность, но финал иронически снижен по сравнению с трагически приподнятым у Лермонтова.
    Некрасов в своей пародии явно ориентируется на текст Лермонтова, используя его образный ряд, но любовную коллизию заменяет на игровую-биллиардную, таким образом возникает явный зазор между романтически-высоким стилем и низким предметом изображения.

© Ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1999