ЗАДАНИЯ 11 КЛАСС

  1. Определите, о ком из поэтов серебряного века идет речь в предложенных стихотворениях. Какие детали помогли Вам в ответе, кратко их прокомментируйте.
  2. Послушница обители Любви
    Молитвенно перебирает четки.
    Осенней ясностью в ней чувства четки.
    Удел - до святости непоправим.
    
    Он, Найденный, как сердцем ни зови,
    Не будет с ней в своей гордыне кроткий
    И гордый в кротости, уплывший в лодке
    Рекой из собственной ее крови.
    
    Уж вечер. Белая взлетает стая.
    У белых стен скорбит она, простая.
    Кровь капает, как розы, изо рта.
    
    Уже осталось крови в ней немного,
    Но ей не жаль ее во имя бога;
    Ведь розы крови - розы для креста...
    
    Саженный - в нем посаженным - стихам
    Сбыт находя в бродяжьем околотке,
    Где делает бездарь из них колодки,
    В господском смысле он, конечно, хам.
    а
    Поет он гимны всем семи грехам,
    Непревзойденный в митинговой глотке.
    Историков о нем тоскуют плетки
    Пройтись по всем стихозопотрохам...
    
    В иных условиях и сам, пожалуй,
    Он стал иным, детина этот шалый,
    Кощунник, шут и пресненский апаш:
    
    В нем слишком много удали и мощи,
    Какой полны издревле наши рощи,
    Уж слишком он весь русский, слишком наш!
    

  3. Перед Вами три стихотворения о Петербурге, представляющие Петербургский текст серебряного века. Определите, какое стихотворение принадлежит символисту, какое - акмеисту, какое - футуристу? Прокомментируйте выбор.
    1.  
      
    2. Слезают слезы с крыши в трубы, к руке реки чертя полоски; а в неба свисшиеся губы воткнули каменные соски. И небу - стихши - ясно стало: туда, где моря блещет блюдо, сырой погонщик гнал устало Невы двугорбого верблюда.
    3. В Петрополе прозрачном мы умрем, Где властвует над нами Прозерпина. Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем, И каждый час нам смертная година. Богиня моря, грозная Афина, Сними могучий каменный шелом. В Петрополе прозрачном мы умрем, - Здесь царствуешь не ты, а Прозерпина.
    4. Лошадь влекли под уздцы на чугунный Мост. Под копытом чернела вода. Лошадь храпела, и воздух безлунный Храп сохранял на мосту навсегда. Песни воды и хрипящие звуки Тут же вблизи расплывались в хаос. Их раздирали незримые руки. В черной воде отраженье неслось. Мерный чугун отвечал однотонно. Разность отпала. И вечность спала. Черная ночь неподвижно, бездонно - Лопнувший в бездну ремень увлекла. Все пребывало. Движенья, страданья - Не было. Лошадь храпела навек. И на узде в напряженьи молчанья Вечно застывший висел человек.

  4. Перед Вами три отрывка из произведений о гражданской войне в одном тексте. Определите автора, название, связь с проблематикой произведения, специфику изображения темы.
  5. С седла перевесившись, шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь. Соскочил атаман, бинокль с убитого сдернул, глянул на ноги, дрожавшие мелким ознобом, оглянулся и присел сапоги снять хромовые с мертвяка. Ногой упираясь в хрустящее колено, снял один сапог быстро и ловко. Под другим, видно, чулок закатился: не скидается. Дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо. Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, руки измазал в крови, выползавшей изо рта широким бугристым валом, всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо:
    - Сынок!..
    И когда он действительно убедился в этом, он понял, какой неисчислимый вред приносит людям лживые басни о красивых птичках - о птичках, которые должны откуда-то вылететь и которых многие бесплодно ожидают всю свою жизнь... Нет, он больше не нуждался в них! Он беспощадно задавил в себе бездейственную, сладкую тоску по ним - все, что осталось в наследство от ущемленных поколений, воспитанных на лживых баснях о красивых птичках!.. "Видеть все так, как оно есть, - для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть". Мы осквернили ульи. Мы морили их серой и взрывали порохом. Чадившее тряпье издавало зловонье в священных республиках пчел. Умирая, они летали медленно и жужжали чуть слышно. Лишенные хлеба, мы саблями добывали мед. На Волыни нет больше пчел.
    Летопись будничных злодеяний теснит меня неутомимо, как порок сердца. Вчера был день первого побоища под Бродами. Заблудившись на голубой земле, мы не подозревали об этом - ни я, ни Афонька Бида, мой друг. Лошади получили с утра зерно. Рожь была высока, солнце было прекрасно, и душа, не заслужившая этих сияющих и улетающих небес, жаждала неторопливых болей.

  6. Сюжеты многих рассказов основаны на реальных жизненных историях. Определите, сюжетом для какого произведения стала следующая история. Сопоставьте историю и сюжет произведения. Какие трансформации она претерпевает?
  7. Мать Льва Любимова в девичестве носила фамилию Туган-Барановская. Это княжеский род литовских татар, служивших сначала литовскому престолу, а затем польским королям. В течение двух-трех лет Людмила Ивановна Любимова получала письма от влюбленного в нее человека. Неизвестный сообщал, что фамилия его "странная". Служил он на телеграфе. В одном из писем он признавался в поступке, по меньшей мере экстравагантном. Движимый страстным желанием увидеть вблизи любимую женщину, телеграфист под видом полотера проник в ее квартиру. Письма получались чуть ли не каждый день. В родовитой семье, принадлежащей к высшему кругу, к этим письмам относились, как к забавному анекдоту. Развязка наступила, когда от настойчивого воздыхателя был получен подарок. Аристократическая родня Людмилы Ивановны решила положить конец затянувшемуся инциденту. Анонимного поклонника застали за составлением очередного послания. Он угрюмо принял подарок обратно и обещал не писать

  8. Перед Вами сводная библиотека из различных произведений первой половины XIX века. Кто из героев каких произведений к ним обращается?
    1. "Гамлет", "Король Лир" Шекспира.
    2. "Переписка Энгельса с Каутским".
    3. "Ежедневные оды Благодетелю".
    4. "Скупой рыцарь".
    5. "Стансы о половой гигиене".
    6. "История раскола", брошюра "Русский в Италии".

  9. Литература и политика оказались связаны воедино в тоталитарном государстве. Перед Вами три письма известных писателей. По какому поводу, кем, в связи с какими событиями написаны? Дайте историко-литературный комментарий.
    1. "Не вижу возможности дальше жить, т.к. искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено сомоуверенно-невежественным руководством партии, и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы - в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли, благодаря преступному попустительству власть имущих; Лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; Все остальное, мало-мальски способное создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40-50 лет.
      ... Меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел.
      ... Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни. <...> 13/V/56"
    2. "Генеральному Секретарю партии И.В. Сталину
      Председателю Ц.И. Комитета М.И. Калинину
      Начальнику Главискусства А.И. Свидерскому
      Алексею Максимовичу Горькому
      Заявление
      В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературной работой в СССР. <...>
      Все мои произведения получили чудовищные неблагоприятные отзывы, мое имя было ошельмовано не только в периодической прессе, но и в таких изданиях, как Б.Сов.Энциклопедия и Лит.Энциклопедия.
      Бессильный защищаться, я подавал прошение о разрешении, хотя бы на короткий срок, отправиться за границу. Я получил отказ. <...>
      К концу десятого года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР ОБ ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЙ МОЕЙ...
      Москва
      " " июля 1929 г."
      ***
      "ВСЯКИЙ САТИРИК В СССР ПОСЯГАЕТ НА СОВЕСТКИЙ СТРОЙ. Мыслями я в СССР."
    3. "Уважаемый Никита Сергеевич, я обращаюсь к Вам лично, ЦК КПСС и Советскому Правительству. Из доклада т.Семичастного мне стало известно о том, что правительство "не чинило бы никаких препятствий моему выезду из СССР". Для меня это невозможно. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне ее. Каковы бы ни были мои ошибки и заблуждения, я не мог себе представить, что окажусь в центре такой политической кампании, которую стали раздувать вокруг моего имени на Западе. Осознав это, я поставил в известность Шведскую академию о своем добровольном отказе от Нобелевской премии. Выезд за пределы моей Родины для меня равносилен смерти, и поэтому я прошу не принимать по отношению ко мне этой крайней меры. Положа руку на сердце, я кое-что сделал для советской литературы и могу еще быть ей полезен."

  10. Перед вами пародии на стихотворения поэтов серебряного века, догадайтесь, о ком идет речь. Какие черты индивидуального стиля пародируются?
  11. Мэо, мэо, мэо, мэо
    Ласкатится полосий ток...
    На ветке тарарахнул зинзивер...
    А ток его гнусато уволок
    И съел
    Так вне каких-то протяжений дали;
    Все кошку и синицу увидали.
    
    Ломоносов в шампанском! Ломоносов в шампанском!
    Удивительно вкусно, свежо и остро...
    Весь я в чем-то ужасном, крикливо мещанском,
    Но рукою привычной я берусь за перо.
    Я к поэзии прошлой отношусь, как к химере.
    Что писал Ломоносов - ужасно старо.
    Ломоносов - в малаге, Ломоносов - в мадере!
    С ананасом в желудке? - вот это остро.
    
    1915
    

  12. Перед Вами монолог Луки из пьесы А.М.Горького "На дне". Однако в него вкраплены чужие слова, найдите их, определите, какому герою какого произведения они принадлежат.
  13. Бог с тобой. Человека-то приласкать никогда не вредно, да вовремя и пожалеть. Я ведь тоже через многое прошел, в тюрьме сидел четыре года семь месяцев за подлеца. Убил подлеца в запальчивости и раздражении...
    А потом встретил человека необыкновенного, сперва я его оскорблял, называл собакой (хотя он на меня не обижался, говорил, что нет ничего дурного в этом звере), а потом я смягчился, бросил деньги и стал с ним путешествовать. Правда, я-то, его спасти не смог: нож, чтоб его убить, я украл слишком поздно, его уже казнили...
    А все - люди! Как ни вихляйся, как ни притворяйся, а человеком родился, человеком и помрешь...

  14. Перед Вами перечень журналов, выберите из предложенных те, что представляют эпоху серебряного века. Что Вам известно об этих журналах?
  15. Аполлон, Весы, Эпоха, Новый Мир, Мир искусства

  16. Внимательно прочитайте предложенные стихотворения И.Бродского. Какое известное стихотворение послужило праисточником текста? Сравните эти стихотворения.
  17. Я памятник себе воздвиг иной!
    К постыдному столетию - спиной.
    К любви своей потерянной - лицом.
    И грудь - велосипедным колесом.
    А ягодицы - к морю полуправд.
    
    Какой ни окружай меня ландшафт.
    чего бы ни пришлось мне извинять, -
    я облик свой не стану изменять.
    Мне высота мила и поза та мила.
    Меня туда усталость вознесла.
    
    Ты, Муза, не вини меня за то.
    Рассудок мой теперь, как решето,
    а не богами налитый сосуд.
    Пускай меня низвергнут и снесут,
    пускай в самоуправстве обвинят,
    пускай меня разрушат, расчленят, -
    
    в стране большой, на радость детворе
    из гипсового бюста во дворе
    сквозь белые незрячие глаза
    струей воды ударю в небеса.
    
    		И. Бродский
    

  18. Тема "маленького человека" - одна из ведущих в литературе XIX века. Вспомните произведения русской классики, посвященные этой теме. Как выглядит "маленький человек" в зеркале литературы XX века? Ответ аргументируйте.
  19. Исправьте ошибки в утверждениях.
    1. Футуристы организовали выставку "Голубая роза".
    2. В. Соловьев - мэтр акмеизма, в 1913 году опубликовал статью "Наследие символизма и акмеизм".
    3. Одним из лучших сборников А. Блока стал сборник 1903 года "Будем как Солнце".
    4. Марина Цветаева, живя в Париже, вела активную переписку с М. Горьким.
    5. Произведение А.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" впервые было опубликовано в журнале "Юность".
    6. Среди писателей - "деревенщиков" можно назвать: Ф.Абрамова, В. Войновича, Л. Петрушевскую, В. Белова.

© Ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998