ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ 11 КЛАСС

    1. А.Ахматова. "Говорящие" детали: христианский образ страдания и название двух сборников поэта: "Четки" и "Белая стая".
    2. В.Маяковский. "Говорящие" детали: громкость лирики, упоминание о сатирических гимнах ("Гимн обеду", "Гимн критику" и др.). Обращается внимание на эпатажное поведение Маяковского-футуриста.

    1. Стихотворение футуристическое по образам: Дома - каменные соски, серое небо - свисшиеся губы и т.д. (В. Маяковский "Кое-что про Петербург").
    2. Стихотворение акмеистическое - наличие культурных цитат. Прозерпина - богиня смерти; властвует в Петрополе, а не Афина - богиня мудрости. Образ смерти - в каждой строке. Задается акмеистическая трехмерность пространства. (О. Мандельштам "В Петрополе прозрачном мы умрем").
    3. Стихотворение принадлежит перу символиста. Наличие двух пространств: реального и отражаемого, образ бездны. Излюбленная символистами контрастность красоты/хаоса, апелляция к вечности.

    1. До слов: "-Сынок!.." - отрывок из рассказа М.Шолохова "Родинка" ("Донские рассказы") - драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи.
    2. До слов: "должно быть." - отрывок из "Разгрома" А.Фадеева. Перед нами размышления Левинсона, руководителя отряда. Движение вперед для героя - отказ от прежних иллюзий и законов, в том числе и от прежней нереволюционной гуманности (Идея, явно противостоящая идее Шолохова).
    3. Отрывок из новеллы "Путь в Броды" (И.Бабель "Конармия"). Личностное восприятие происходящего Лютовым. Бой - назван побоищем, участие в нем - злодеянием. Контраст прекрасной природы и грешной души человека очевиден. Гражданская война - убийство в себе человеческого, вечного.

  1. Данная история - основа одного из самых знаменитых рассказов А.И.Куприна "Гранатовый браслет". При сравнении истории и рассказа, следует отметить, что в рассказе лишь после встречи Василия Львовича и Николая Николаевича с Желтковым наступает кульминация сюжета. После возвращения браслета Желтков выстрелом из пистолета кончает с собой. Финал превратил рассказ в поэму о безнадежной любви, достигается драматическое и эмоциональное напряжение. Смерть Желткова покорила княгиню Веру (это тоже трансформация, необходимая Куприну).
    Драматизм финала сосредоточен не на самоубийстве, а на предсмертном лейтмотиве (Бетховенской сонате).

    1. Цитирует Актер: "Офелия! О... помяни меня в своих молитвах"; "Сюда мой верный кент". Цитаты связаны со смертью. (М. Горький Пьеса "На дне")
    2. Полиграф Полиграфович Шариков - вывод "Взять все и поделить" (М.Булгаков "Собачье сердце"), читает вместо книги по возрасту - "Робинзона Крузо".
    3. Произведения современной литературы в Едином Государстве (Е.Замятин "Мы") - иллюстрация тоталитарного строя.
    4. Савва Куролесов читает отрывки из "Скупого рыцаря". (М.Булгаков "Мастер и Маргарита")
    5. Произведения современной литературы в Едином Государстве (Е.Замятин "Мы") - иллюстрация тоталитарного строя.
    6. Книги, хранящиеся в сундуке отца Федора вместе с золотыми монетами: намек на потерю сана и длительные путешествия. (И. Ильф, Е. Петров "Двенадцать стульев")

    1. Предсмертное письмо А.Фадеева, написанное в 1956году, после XX съезда партии. А.Фадеев - жертва и палач одновременно, гонитель многих - генсек Союза Писателей СССР, но и сам вынужденный отказаться, например, от первого варианта неугодной "Молодой гвардии". После XX съезда, оказался в ситуации глубочайшей раздвоенности, осознавая разлом между "партийной указкой" и художественным творчеством.
    2. Письмо, направленное М.А. Булгаковым И.В. Сталину. Ко времени написания - июлю 1929 года - все пьесы Булгакова, его повести и сатирические рассказы ("Дни Турбиных", "Записки на манжетах", "Белая гвардия") были запрещены. По этой причине, осознавая невозможность сосуществования сатиры (= свободы слова) с советским строем, М.А.Булгаков пытается добиться изгнания из СССР. За этим последовал звонок самого Сталина, по этой причине был возобновлен показ "Дней Турбиных" и т.д., но писатель был обречен "на пожизненное молчание".
    3. Письмо Б. Пастернака, адресованное на имя Н.С. Хрущева в ЦК КПСС - вынужденный отказ от присужденной ему Нобелевской премии (письмо, по признанию современников, продиктовано Пастернаку, ставшему заложником системы). Нобелевская премия была присуждена за роман "Доктор Живаго", опубликованный за рубежом, запрещенный к публикации в СССР. Началась травля Пастернака, окончившаяся вынужденным отказом от премии.

    1. Пародия на поэзию В.Хлебникова. Пародируется изобретенный будетлянами новый язык "заумь", по мысли В.Хлебникова, приближающий читателя к "ладу мира".
    2. Пародия на поэзию И.Северянина (в основе пародии - стихотворение "Ананасы в шампанском"). Пародируется пристрастие И.Северянина к "эстетству".

  2. "Бог с тобой. ..." - Лука,
    "Я ведь тоже через многое прошел..." - Сатин (М.Горький "а дне"),
    "А потом встретил человека необыкновенного..." - Левий Матвей и Иешуа Га-Ноцри (М.Булгаков "Мастер и Маргарита"),
    "... А все - люди! ..." - Лука.

  3. Журналы серебряного века:
    "Аполлон" - журнал связанный с символизмом, но достигший рассвета как акмеистический журнал (аполлоническое, гармоническое начало). Редактор С.Маковский. Издавался с 1909 по 1917 года.
    "Весы" - журнал символистов, фактическим руководителем которого был В.Я.Брюсов. Издавался в Москве с 1904 по 1909 года.
    "Мир искусства" - журнал-орган одноименного объединения. Выходил в Петербурге в 1899-1904 годах. Бессменным редактором журнала был С.Дягилев - организатор русских сезонов в Париже. Журнал обращался не к академическому искусству и передвижничеству, а к модерну.

  4. Праисточником текста Бродского является пушкинское стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный". Бродский с первых строк указывает на инаковость своего манифеста по сравнению с пушкинским, не декларируя понятие доброты и свободы, а обращая внимание на ситуацию поэта XX века. Поэта, живущего в "постыдное столетье", где море, у романтиков олицетворявшее свободную стихию, принципиально несвободно ("море полуправд"). Позиция поэта связана с вертикалью, обращеньем к вечности ("мне высота мила"). Обращение к Музе, характерное для пушкинского стихотворения в финале, здесь лишено значения финального тезиса. Отношение к памятникам в XX веке, вечная смена вех и авторитетов (указание на традиционную установку бюстов героев в тоталитарном пространстве) противопоставлено у Бродского облику незрячего (=мудрого) поэта, устремленного к высотам духа через страдание (в последних строках явная связь не столько с пушкинским стихотворением, сколько со стихотворением Тютчева "Фонтан").

  5. Понятие "маленький человек" относимо в литературе XIX века к герою, занимающего одно из низших мест в социальной иерархии, что определяет его психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью). Среди авторов и произведений на эту тему: "Станционный смотритель" А.С. Пушкина, "Шинель" Н.В. Гоголя, "Бедные люди", "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевского и др.
    В XX веке тема маленького человека трансформируется. Для серебряного века характерны следующие тенденции:
    • маленький человек превращается в Человека (именно с большой буквы), дорастающего до духовной самостоятельности. Эта тенденция очевидна в творчестве писателей-"знаньевцев" (см. М.Горький "Человек", А.Куприн "Поединок": Ромочка становится Георгием и т.д.);
    • маленький человек мал причине своей смертности, мгновенности существования на фоне вечности бытия (в основном у модернистов, см. Ф.Сологуб "Маленький человек" и др.);
    • маленький человек ответственный за историю (И.А.Бунин "Деревня" и др.).
    В двадцатые года тема маленького человека рассматривается в системе: человек/массовое (тоталитарное) общество (Е.Замятин. "Мы", А.Солженицын "Один день Ивана Денисовича" и др.).
    Хорошо, если в ответе школьников будет указана одна-две тенденции.

    1. Выставка "Голубая роза" была организована символистами.
    2. Н.Гумилев - мэтр акмеизма, в 1913 году опубликовал статью "Наследие символизма и акмеизм".
    3. Одним из лучших сборников К. Бальмонта стал сборник 1903 года "Будем как Солнце".
    4. Марина Цветаева, живя в Париже, вела активную переписку с Б. Пастернаком.
    5. Произведение А.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" впервые было опубликовано в журнале "Новый мир".
    6. Среди писателей - "деревенщиков" можно назвать Ф. Абрамова, В. Белова.

© Ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1999