ЗАДАНИЯ 9 КЛАСС

  1. Определите, о ком из поэтов первой половины XIX века идет речь в предложенных стихотворениях. Какие детали помогли вам в ответе, кратко их прокомментируйте.
  2. Казался ты и сумрачным и властным,
    Безумной вспышкой непреклонных сил;
    Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
    Ты демонски-мятежное  любил!
    
    
    Ты никогда не мог быть безучастным,
    От гимнов ты к проклятиям спешил,
    И в жизни верил всем мечтам напрасным:
    Ответа ждал от женщин и могил!
    
    Но не было ответа. И угрюмо
    Ты затаил, о чем томилась дума,
    И вышел к нам с усмешкой на устах.
    
    И мы тебя, поэт, не разгадали,
    Не поняли младенческой печали
    В твоих как будто кованных стихах!
    
    Был полдень жизни. Тени залегли
    На обликах Петра и Дон Жуана,
    Напев Бахчисарайского фонтана
    И чумный пир, смолкая, отошли.
    
    Скончался Дельвиг. В пропасти земли
    Ушел Вильгельм из невского тумана,
    И страсть кавалергардского шуана
    Уже смутила сердце Натали.
    
    Но он, еще не чувствуя обиды,
    Устав на буйных празднествах Киприды,
    Был тих и прост. В покое зрелых сил,
    
    Не веря в страсть, заздравных чаш не пеня,
    Он терпкое вино сомненья пил
    Из синих книжек мудрого Монтеня.
    

  3. Ремарки каких трех произведений представлены в едином тексте. Определите границы ремарок.
  4. Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, Софья сказывает взорами Милону, что перед ним Стародум. Постель, стол, чемодан, пустая бутылка, сапоги, платяная щетка и прочее ... все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам. Звук изумления единодушно излетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении.

  5. Общеизвестно, что сюжеты приходят к своим авторам различными путями. Перед вами две истории, ставшие сюжетами знаменитейших произведений русских классиков. Определите произведение, автора, сопоставьте историю и сюжет произведения. Какие трансформации он претерпевает.
  6. Молодой князь Голицын однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной и просить у нее денег.
    Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трех выигрывающих карт, сообщенный ей знаменитым в свое время графом Сен-Жерменом.
    В аристократических кругах Франции Сен-Жермен слыл чародеем, которому были открыты тайны черной магии.
    - Попробуй, - сказала бабушка.
    Внучек поставил и отыгрался
    В бытность в Бессарабии Пушкин узнал о странном наименовании, которое получили жители маленького города Бендеры, - их называли "бессмертным обществом". Никто в Бендерах не умирал, смертные случаи здесь не регистрировались... Когда стали выяснять причины этой, как сказал Гоголь, дивной "игры природы", то оказалось, что имена умерших передавались другим лицам, беглым крестьянам, стекавшимся на юг из разных губерний России. Впоследствии, живя уже в Одессе, Пушкин неоднократно спрашивал своего бессарабского знакомого Липранди: "Нет ли чего новенького в Бендерах?"
    Второй случай произошел позже, в Москве. О нем рассказал историк и библиограф П.И.Бартенев в примечаниях к воспоминаниям В.А.Соллогуба: "В Москве Пушкин был с одним приятелем на бегу. Там был также некто П. (старинный франт). Указывая на него Пушкину, приятель рассказал про него, как он скупил себе мертвых душ, заложил их и получил большой барыш. Пушкину это очень понравилось. "Из этого можно было бы сделать роман", - сказал он между прочим. Это было еще до 1828 года".

  7. Перед вами меню героев из произведений русской классики XIX века. Чье меню представляет то или иное блюдо, определите
    1. roast-beef окровавленный;
    2. демьянова уха;
    3. форель Прасковьи Федоровны;
    4. бальзам, носивший такое имя, которое было даже трудно припомнить;л
    5. няня известное блюдо, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками;
    6. сухарь из кулича, который привезла Александра Степановна;
    7. щи со слоеным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких недель.

  8. Выделите из перечисленных жанры, традиционные для романтизма, приведите примеры.
  9. баллада, очерк, былина, элегия, стансы, басня, комедия, эпопея.

  10. Хорошо известна роль Державина в судьбе Пушкина: "Старик Державин нас заметил и в гроб сходя благословил". И в наследии Державина Г.Р. и в поэтическом наследии Пушкина А.С., есть стихотворение "Памятник". Сопоставьте эти стихотворения, в чем сходство и различие идеи и творческой манеры. Какое произведение послужило праисточником "Памятников"?
  11. ПАМЯТНИК
    
    Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
    Металлов тверже он и выше пирамид;
    Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
    И времени полет его не сокрушит.
    
    Так! - весь я не умру, но часть меня большая,
    От тлена убежав, по смерти станет жить,
    И слава возрастет моя, не увядая,
    Доколь славянов род вселенна будет чтить.
    
    Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
    Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
    Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
    Как из безвестности я тем известен стал.
    
    Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
    О добродетелях Фелицы возгласить,
    В сердечной простоте беседовать о Боге
    И истину царям с улыбкой говорить.
    
    О муза! Возгордись заслугой справедливой,
    И презрит кто тебя, сама тех презирай;
    Непринужденною рукой неторопливой
    Чело твое зарей бессмертия венчай.
    
    1795. Державин Г.Р.
    
    
    ПАМЯТНИК
    
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознесся выше он главою непокорной
    Александрийского столпа.
    
    Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит -
    И славен буду я, доколь и подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.
    
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.
    
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца;
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.
    
    1836. Пушкин А.С.
    

  12. У любовной лирики А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова множество адресатов. Кому посвящены следующие известные стихотворения поэтов?
  13. Я не унижусь пред тобою;
    Ни твой привет, ни твой укор
    Не властны над моей душою.
    Знай: мы чужие с этих пор.
    Ты позабыла: я свободы
    Для заблужденья не отдам;
    И так пожертвовал я годы
    Твоей улыбке и глазам,
    И так я слишком долго видел
    В тебе надежду юных дней
    И целый мир возненавидел,
    Чтобы тебя любить сильней.
    Как знать, быть может, те мгновенья,
    Что протекли у ног твоих,
    Я отнимал у вдохновенья!
    А чем ты заменила их?
    Быть может, мыслию небесной 
    И силой духа убежден,
    Я дал миру дар чудесный,
    А мне за то бессмертье он?
    Зачем так нежно обещала
    Ты заменить его венец,
    Зачем ты не была сначала,
    Какою стала наконец!
    Я горд!.. прости! Люби другого,
    Мечтай любовь найти в другом;
    Чего б то ни было земного
    Я не сделаюсь рабом.
    К чужим горам под небо юга
    Я удалюся, может быть;
    Но слишком знаем мы  друг друга,
    Чтобы друг друга позабыть.
    Отныне стану наслаждаться
    И в страсти стану клясться всем;
    Со всеми буду я смеяться,
    А плакать не хочу ни с кем,
    Начну обманывать безбожно,
    Чтоб не любить, как я любил;
    Иль женщин уважать возможно,
    Когда мне ангел изменил?
    Я был готов на смерть и муку
    И целый мир на битву звать,
    Чтобы твою младую руку -
    Безумец! - лишний раз пожать!
    Не знав коварную измену,
    Тебе я душу отдавал;
    Такой души ты знала ль цену?
    Ты знала - я тебя не знал!
    
    Мадонна
    
    Не множеством картин старинных мастеров
    Украсить я всегда желал свою обитель,м
    Чтоб суеверно им дивился посетитель,
    Внимая важному сужденью знатоков.
    
    В простом углу моем, средь медленных трудов,
    Одной картины я желал быть вечно зритель,
    Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
    Пречистая и наш божественный спаситель -
    
    Она с величием, он с разумом в очах -
    Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
    Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
    
    Исполнились мои желания. Творец
    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
    Чистейшей прелести чистейший образец.
    
    1830.
    

  14. В списке периодических изданий укажите те, что выходили в свет в первой половине XIX века в России, по возможности укажите издателя/редактора.
  15. Вестник Европы, Новый мир, Современник, Нива, Литературная газета, Полярная звезда

  16. а) Текст "Горя от ума" стал не только источником афоризмов, крылатых слов, но и цитировался в текстах русских классиков. Перед вами несколько легкоузнаваемых цитат. Из каких произведений? Каков смысл этих цитат в текстах?
    1. "Он возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал";
    2. Гоненье на Москву! Что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет!
    3. Нигде так много не пьют кахетинского вина и минеральной воды, как здесь.
      Но смешивать два эти ремесла
      Есть тьма охотников - я не из их числа.

    б) Большое количество перепевов пушкинской лирики встречается в произведениях Н.А.Некрасова. Какие стихотворения послужили источником для создания следующих строк:

       
    1. Я к няне убегал... Ах няня! Сколько раз Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час. (И няню вспоминал я (О нянях на Руси Так много есть стихов, что боже упаси) ("Родина")
    2. Почуяв лавры над главою Тотчас он тиснул свой портрет, С улыбкой гордою и злою, "Как Байрон, гордости поэт". ("Портреты")

  17. В русских классических произведениях часто присутствует дуэль. Вспомните авторов и произведения. Насколько герои соблюдают правила дуэли? В чем смысловая разница в сценах дуэли в произведениях? Прокомментируйте роль дуэли для сюжета и проблематики произведения.
  18. Найдите и исправьте ошибки в следующих утверждениях
    1. Роман-эпопея "Мертвые души" представляет панораму русских характеров.
    2. Стихотворение А.С.Пушкина "К морю" написано шестистопным амфибрахием.
    3. Хронология событий в "Герое нашего времени" следующая: Тамань, Фаталист, Бэла, Максим Максимович, Княжна Мэри.
    4. В "Евгении Онегине" Пушкин сравнивает с бедной Лизой Карамзина.

© Ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998