ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ 9 КЛАСС

  1. 1) Стихотворение посвящено М.Ю.Лермонтову. Господство романтического, байронического в эпитетах "сумрачный", "безумный", наличие романтического контраста, свойственного лермонтовской поэтике: ангельское /демонское, гимны/ проклятия. Использование автором стихотворения (В.Я.Брюсовым) образа "кованного стиха" напоминает "железный стих" (см. стихотворение "Как часто пестрою толпою окружен").
    2) Стихотворение посвящено А.С. Пушкину. В стихотворении есть указание на произведения "Бахчисарайский фонтан", "Медный всадник", "Полтава" и "Маленькие трагедии ("Дон Жуан" и "Пир во время чумы")", а также указание на друзей Пушкина Дельвига и Кюхельбекера, на драматичное любовное чувство Натальи Николаевны. Судя по жизненным коллизиям, речь идет о 34-35 гг., времени когда Пушкин увлекся философией Монтеня.

    1. <...> в спальню Софьи - ремарка открывающая "Горе от ума";
    2. <...> Стародум - ремарка из "Недоросля" Д.И. Фонвизина;
    3. <...> и прочее - ремарка из "Ревизора" Н.В.Гоголя, описывающая комнату гостиницы, в которой остановился Хлестаков;
    4. <...> к карточным столам - ремарка из комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" - реакция окружающих на монолог Чацкого.
    5. <...> в окаменении. - последняя ремарка перед "немой сценой" в "Ревизоре".

  2. 1) Данная история - основа сюжета "Пиковой дамы" А.С.Пушкина. Из светского анекдота в пушкинскую повесть перешли два главных действующих лица: картежник и знатная старуха, владеющая тайной. Но Герман и графиня ни в каком родстве не состоят. Для возможного свидания с графиней в текст вводится Лиза. В облик Германа Пушкин вносит романтические черты: "у него душа Мефистофеля" - искусителя Лизы. Счастливый финал светского анекдота прямо противоположен трагическому у Пушкина, - губительная сила золотой лихорадки.
    2) Данные случаи стали основой сюжета "Мертвых душ" Н.В.Гоголя. В основе проделок нечто общее - фикция. Но Гоголю удается реализовать художественные возможности истории с мертвыми душами - полную свободу в передвижении по всему российскому пространству и возможность вывести самые разнообразные характеры.

    1. Пушкин А.С. "Евгений Онегин" меню Онегина "Пред ним roast-beef окровавленный...";
    2. Крылов И.А. басня "Демьянова уха", блюдо из меню Фоки. Выражение, ставшее крылатым, в значении насильного, чрезмерно предлагаемого;
    3. Грибоедов А.С. "Горе от ума". Меню Фамусова;
    4. Гоголь Н.В. "Мертвые души". Напиток из меню Ноздрева;
    5. Гоголь Н.В. "Мертвые души". Блюдо из меню Собакевича;
    6. Гоголь Н.В. "Мертвые души". Блюдо из меню Плюшкина;
    7. Гоголь Н.В. Блюдо из меню Чичикова в гостинице города N.

  3. Традиционны для романтизма, во-первых, лирические и лироэпические жанры:
    • элегия (А.С. Пушкин "Погасло дневное светило");
    • стансы (особенно под влиянием "Стансов к Августе" Байрона Дж.-Г.) "Стансы" М.Ю. Лермонтова;
    • баллада (известные переводы немецких баллад В.А.Жуковским. Его баллады "Светлана", "Лесной царь" и др.).
    • былина - жанр устного народного творчества;
    • эпопея - жанр реализма;
    • басня, комедия - классицизма.

  4. Праисточником "Памятников" Г.Р.Державина и А.С.Пушкина считается "Ода" Горация.
    Начало стихотворения Державина - указание на вечность, нетленность поэзии, у Пушкина приобретает дополнительные оттенки народности и непокорности власти.
    Далее в двух строфах и у Державина, и у Пушкина вертикаль заменяется пространственной горизонталью - безграничностью русского пространства, но причины почитания, поэтическое кредо Державин видит в своих одах, посвященных Екатерине, и в обращении не столько к высокому классицистическому слогу, но и к использованию разговорной речи. Доминанты же своей поэзии Пушкин видит в прославлении Свободы.
    В финале - обращение к Музе содержит у Пушкина не только державинскую мысль о бессмертии поэзии и гордости творца, но и мысль о богоизбранности поэзии. Высокий стиль избираемый и Державиным, и Пушкиным - свидетельство ориентации на оду Горация и сознание того, что данные стихотворения - своего рода итог и манифест творчества.

  5. 1)Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Я не унижусь пред тобою" посвящено Н.Ф. Ивановой (Обресковой), дочери драматурга Ф.Ф. Иванова, ей посвящен лирический цикл 1830-32 гг.
    2)Стихотворение А.С. Пушкина посвящено Н.Н. Гончаровой.

  6. "Вестник Европы" - один из лучших журналов, основан Карамзиным в 1801 году, с 1807 года им руководит Жуковский.
    "Современник" - журнал, основан А.С.Пушкиным в 1830 году. Один из знаменитых русских литературных журналов, просуществовал до конца 60-х гг. XIX века.
    "Литературная газета" - основана в 1830 году Пушкиным, Лермонтовым, Вяземским.
    "Полярная звезда" - журнал, основанный декабристами Рылеевым, Бестужевым, в нем сотрудничал А.С. Грибоедов.

  7. а)
    1. Характеристика Евгения Онегина, возвратившегося после дальних странствий в Москву, намек на рифмовку любовной коллизии Чацкий/Софья, Евгений Онегин/Татьяна.
    2. Эпиграф к седьмой главе "Евгения Онегина" - поездка Татьяны на "Ярмарку невест". Эпиграф из "Горя от ума" предвосхищает грибоедовскую сатиру в изображении московского света.
    3. Неточная цитата - слова Чацкого из третьего действия комедии "А смешивать два этих ремесла/Есть тьма искусников, я не из их числа" - строки из романа М.Ю.Лермонтова "Герои нашего времени" Чацкий с его афористичным сарказмом - один из ориентиров Печорина.
    б)
    1. Строки "Родины" Н.А.Некрасова отсылают к образу Арины Родионовны - няни А.С.Пушкина, которой посвящены "Зимний вечер", "Вновь я посетил...", "К няне".
    2. Последняя строка - пряма цитата из первой главы "Евгения Онегина":
       "Чтобы насмешливый читатель...
       Не повторял потом безбожно,
       Что намарал я свой портрет,
       Как Байрон, гордости поэт,
       Как будто нам уж невозможно
       Писать поэмы о другом,
       Как только о себе самом."
      
    У Пушкина идет речь об образе автора, он пытается избавиться от тенденции массовой литературы, ставящей знак равенства между автором и главным героем. У Некрасова - как раз наоборот.

  8. Сцены дуэли встречаются: в "Евгении Онегине" А.С.Пушкина и в "Герое нашего времени" М.Ю.Лермонтова, дуэль Онегин/Ленский и Печорин/Грушницкий.
    Дуэль Онегина и Ленского кульминационна для их взаимоотношений и подчеркивает контрастность героев ("Они сошлись..."). Дуэль предчувствуется Татьяной во сне (пятая глава). Первоначальное сомнение Онегина сломлено: "И вот общественное мненье" (цитата из "Горя от ума"). Законы дуэли нарушены, что с неудовольствием замечает Зарецкий: в качестве секунданта Евгений Онегин пригласил не дворянина, а своего слугу француза Гильо, Зарецкий также допускает несколько ошибок: при вызове на дуэль не обсудил возможность примирения, не объявил Онегина не явившимся, хотя тот опоздал на четверть часа.
    Онегин нарушает правила дуэли, чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и серьезность, которой все еще не верит, а Зарецкий видит в дуэли забавную, хоть и кровавую историю, предмет сплетен. Для Пушкина гибель Ленского - способ обозначить иронический модус прочтения героя: "А может быть и то,/Поэта обыкновенный ждал удел".
    Дуэль Печорина и Грушницкого более соответствует дуэльным правилам: доктор просил врагов примириться, Печорин не опоздал на дуэль, хотя капитан попытался обвинить его в этом, перед дуэлью Печорин предлагает Грушницкому извиниться и отложить дуэль.
    Предпринятая секундантом Грушницкого, бесчестная хитрость оказывается напрасной.
    Важным эпизодом в раскрытии характера Печорина оказывается даже не сама дуэль, а ночь перед дуэлью: монолог о смерти и одиночестве.
    Дуэль оказывается интересна и с точки зрения системы образов: и Вернер, и Грушницкий - двойники Печорина. Грушницкий - иронический, сниженный двойник (в отличие от контраста героев в "Евгении Онегине").

    1. Ошибка в определении жанра. "Мертвые души" Н.В.Гоголя - поэма, жанр лиро-эпический, выводящий на первый план не только повествование, но и образ автора, лирическую стихию его чувств и размышлений.
    2. Ошибка в определении стихотворного размера. Стихотворение "К морю" написано четырехстопным ямбом.
    3. Ошибка в хронологической последовательности событий. Правильная последовательность повестей "Героя нашего времени" по хронологии: Тамань, Княжна Мэри, Фаталист, Бэла, Максим Максимович.
    4. Ошибка в сравнении. Дважды в тексте Татьяна сравнивается со Светланой, героиней одноименной баллады Жуковского В.А.: "Да та, которая грустна/И молчалива как Светлана", эпиграфом к пятой главе служит строчка баллады: "О, не знай сих страшных снов/Ты, моя Светлана!"

© Ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1999