|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дорогие ребята! Вы проделали большую работу, и мы еще раз выставляем правильные ответы для ознакомления. В некоторых случаях они были уточнены и мы благодарим вас за найденные неточности. Оценка ваших ответов соответствует именно этим ответам. Надеемся, что некоторые ваши вопросы будут сняты. Вместе с тем, многие ответы команд усложнили проверку, поскольку не соответствовали требованиям: давались развернутые ответы, проводился анализ каждого ответа, были иллюстрации. В творческих заданиях требовался также краткий ответ, хотя желание творить победило и некоторые команды сделали интересные презентации, забывая при этом поместить карточку ответа. Оценка творческих заданий определялась правильно найденной карточкой ответа и ответом на вопрос (7-9 классы). Если был найден другой ресурс (видеоопыта), он принимался, если соответствовал вопросу. Номер опыта ничего не значит, но в тех случаях, когда была картинка с видеоопытом, мы старались положительно оценить творческое задание, но не максимальным баллом. Чтобы оценить важность [карточки ресурса], введите найденный номер в расширенный поиск (выбрав предварительно предмет) и вам сразу же откроется видеоопыт. Если вы поместите номер опыта, вы ничего не найдете. Надеемся, что познакомившись с Единой коллекцией ЦОР, вы будете часто обращаться к ней при изучении химии. Желаем вам успехов. 10-11 классы 7-9 классы
Задание N1 В каком из веществ степень окисления и валентность хлора не совпадают по абсолютной величине? Ответ: 1) в хлоре.
Задание N2 Смесь углерода, кремния и фосфора прокалили на воздухе. После охлаждения смеси до н. у. образовавшийся газ пропустили через избыток известковой воды, при этом выпало 7,5 г осадка. Твердый остаток, образовавшийся при прокаливании, обработали раствором гидроксида натрия. В реакцию вступило 28,16 мл раствора с массовой долей NaOH 25 % (ρ = 1,25 г/мл). Образовавшийся раствор смешали с избытком раствора соляной кислоты, выпавший осадок отделили и прокалили. Масса вещества после прокаливания составила 3 г. Определите массу исходной смеси. Ответ: 4) 3.54. Задание N3 Выберите признак химической реакции 2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + 2NaCl Ответ: 3) выпадение осадка. Cu(OH)2↓ Задание N4 Установите соответствие:
Ответ: Задание N5 Определите продукты реакций:
Ответ: Н.Л. Глинка. Общая химия. Изд-во «Химия», 1974 г. , с. 648-649 Задание N6 А. Укажите химическое явление: Ответ: 2) выделение газа при обработке питьевой соды уксусом. Б. Укажите физическое явление: Ответ: 2) таяние льда. Задание N7 Укажите, где о сере идет речь как о простом веществе: Ответ: 1) сера используется для вулканизации каучуков. Задание N8 Курение подобно работе дымовой трубы А. Внутри горящего кончика сигареты температура достигает Ответ: 4) 850о С; Б. При этом образуется веществ более Ответ: 4) 3600; В. Курение приводит к следующим последствия Ответ: 1) Рак легких; 2) Наносит ущерб плоду беременных женщин; 4) Уменьшает число переносчиков кислорода Американское химическое общество. Химия и общество: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995, стр.490-491 Задание N9 Монетный двор США до 1982 года изготовлял одноцентовые монеты из одного металла, а потом заменил его на другой после 1982 года. А. Из какого металла изготавливали монеты до 1982 года и позже? А. До 1982 года Ответ: 3) Cu; А. После 1982 Ответ: 4) Zn; Б. Главное достоинство Новых монет Ответ: 5) Стоимость изготовления. Американское химическое общество. Химия и общество: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995, стр.119 Задание N10 К 125 мл 5 %-ного раствора гидроксида лития (ρ=1,05 г/мл) и 100 мл 5 %-ного раствора азотной кислоты (ρ=1,03 г/мл). А. Ответ: 3) Щелочная; Б. Массовая доля нитрата лития Ответ: 1) 0,024 (2,4%). Творческое задание: Используя Единую коллекцию ЦОР, познакомьтесь с видеоопытами по теме «Основания». Какой из видеоопытов раскрывает двойственность амфотерных гидроксидов. Ответом на этот вопрос служит N ресурса, который вы можете найти в «карточке ресурсов». Ответ: Ресурсы под номерами № 24992 или № 53244 – видеоопыты, подтверждающие амфотерность гидроксидов металлов (3 балла). Гидроксиды каких металлов, из приведенных ниже, проявляют амфотерность? Ответ: 2) алюминия (0.5 балла); 3) олова (II) (0.5 балла). О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, Химия, 1 1класс, Дрофа, 2001 г. стр. 252-260. § 22. Амфотерные органические и неорганические соединения. 7-9 классы 10-11 классы
Задание N1 Какой процесс производства серной кислоты осуществляется в контактном аппарате? Ответ: 3) окисление SO2 до SO3 Задание N2 Составьте один минимальный набор реагентов для распознавания ниже приведенных веществ (все вещества даны в виде водных растворов(или водных эмульсий).
1) сорбит; - A) CuSO4 + NaOH
Гидроксид меди в щелочной среде без нагревания обнаруживает многоатомные спирты (сорбит, фруктоза), а при нагревании обнаруживает восстанавливающие сахара, к которым относится фруктоза, гидроксид меди (II) восстанавливается до оксида меди (I). Пропаналь с гидроксидом меди в щелочной среде при нагревании окисляется до пропионовой кислоты, а гидроксид меди (II) восстанавливается до оксида меди (I). Бромная вода или FeCl3 (фиолетовое окрашивание) позволяют обнаружить фенол. Ответ должен был выглядеть следующим образом: А- CuSO4 + NaOH; Б- Br2/H2O (или FeCl3), т.е. набор должен был состоять из двух реагентов, что соответствовало высшему баллу – 4. При большем количестве реагентов балл снижался. Задание N3 Какой из имеющихся в вашем распоряжении реагентов вы используете для отделения циклогексанола от примеси фенола: Ответ: 4) NaOH Бромная вода и раствор FeCl3 используются для качественного обнаружения фенола, а для отделения или очистки циклогексанола от фенола используют NaOH. Фенол в виде фенолята натрия уходит в водную фазу, а циклогексанол, обладающий более слабыми кислотными свойствами, всплывает над водной фазой и может быть отделен с помощью делительной воронки. Подкислением водного раствора фенол может быть вновь выделен. Задание N4 С одной из приведенных ниже органических кислот как катализатор используется HClг в реакции этерификации с этиловым спиртом. С какой? Ответ: 3) аминоуксусная кислота. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, Химия, 1 1класс, Дрофа, 2001 г. стр. 261-262. § 22. Амфотерные органические и неорганические соединения. В реакции этерификации в качестве катализатора используется сильная минеральная кислота – конц. серная кислота. Аминоуксусная кислота, обладающая амфотерными свойствами (существует в виде биполярного иона), в среде НCl существует в форме [H3N ← CH2COOH]+. В этой форме группа H3N+ усиливает реакционную способность карбоксильной группы. Задание N5 С наименьшей скоростью при обычных условиях происходит взаимодействие между следующими веществами: Ответ: 4. Cu и O2 Задание N6 А. В каком из приведенных ниже углеводородов все атомы углерода находятся в sp2-гибридизации: Ответ: 2) циклооктатетраен. Б. Какой из них не обладает ароматическими свойствами? Ответ: 2) циклооктатетраен.
Задание N7 Установите строение соединения С6Н14, при монобромировании которого образуется третичное бромпроизводное состава С6Н13Br; соединение может быть получено по способу Вюрца и по синтезу Кольбе без побочных продуктов. Ответ: 2) 2,3-диметилбутан.
С6Н14 + Br2 → С6Н13Br + HBr Задание N8 А. Где больше скорость сгорания свечи: Ответ: 1) у подножия Эльбруса; Б. Какой из факторов влияет на этот процесс? Ответ: 2) концентрация. У подножия Эльбруса концентрация кислорода выше. Задание N9 Выберите пару веществ, которая взаимодействует с выделением газа:
Ответ: 3) HNO3 и CaCO3 Задание N10 Раствор 1 моль метилата натрия в сухом метаноле смешали в колбе с 1 моль фенола и смесь подвергли перегонке. А. Что соберется в приемнике и Б. что останется в колбе после того, как перегонка будет завершена? А. Что соберется в приемнике Ответ: 2) Метанол. Б. что останется в колбе после того, как перегонка будет завершена? Ответ: 4) Фенолят натрия. Метанол – легкая подвижная жидкость в отличие от фенола; кислотные свойства метанола слабее фенола, поэтому фенол вытесняет метанол из его соли – метилата натрия, образуя фенолят натрия. Метилат натрия и фенолят натрия – солеподобные вещества, нелетучие. Творческое задание: Используя Единую коллекцию ЦОР, познакомьтесь с видеоопытами по теме «Углеводы». Сравните свойства глюкозы и сахарозы.
Ответ: Глюкоза № 54 867 – окисление глюкозы Сu(OH)2 до глюконовой кислоты и восстановление гидроксида меди (II) до оксида меди (I); признак реакции - изменение окраски с синей до оранжево-красной (2 балла). Сахароза № 54 868 - отсутствие восстанавливающих свойств сахарозы: устойчивость к окислителю Сu(OH)2 в отличие от глюкозы (2 балла). Ресурс под № 54 865 также подтверждает восстанавливающие свойства глюкозы и засчитывается, но важно было использовать один и тот же реагент для сравнения свойств двух типов сахаров: восстанавливающих (глюкоза) и невосстанавливающих (сахароза). Контакты:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|