Первое задание было посвящено анализу особенностей проявления художественного стиля барокко в русском искусстве XVIII века.
Наиболее высоко были оценены работы, в которых, во-первых, были освещены отличительные черты барокко как художественного стиля вообще, а, во-вторых, показана на конкретных примерах его российская специфика. Особенно высокими баллами были отмечены работы, где российское барокко рассматривалось не только на примерах архитектурных памятников восемнадцатого столетия, но и его отражение в скульптуре и живописи этого периода.
К сожалению, в большинстве присланных ответов содержалась очень краткая характеристика барокко (а ведь организаторы олимпиады дали возможность развернуть ответ на двух страницах компьютерного текста), а анализ русского барокко свелся к перечислению основных творений знаменитого Расстрелли.
II. Третьяковская галерея (перечень заложенных ошибок).
Дополнительный балл поощрительного порядка заработали те участники, которые выявили еще одну ошибку: сразу после открытия Московской городской галереи в августе 1893 года ее посетил не Николай II с семьей, который стал российским императором только в 1894 году, а тогдашний император Александр III.
III. При оценке ответов на это задание жюри исходило из того, что формулировка задания содержала два вопроса: Какому историческому событию посвящена картина В.И.Сурикова "Утро стрелецкой казни" и какова авторская трактовка этого события. Соответственно из 5-ти баллов оценивался ответ на первую часть задания и из5-ти же - на вторую. Многие ответы участников олимпиады содержали весьма краткую информацию о стрелецком бунте 1698 года (без перечисления причин, приведших к нему, и без анализа причин жесткой реакции Петра на это событие). Что касается второй части задания, то здесь наиболее типичной ошибкой был анализ самого произведения (с точки зрения удачной композиции и т.д.), позиция же художника определена весьма кратко. Члены жюри были неприятно поражены тем, что участники олимпиады чаще всего совершенно откровенно переписывали найденное в том или ином издании описание картины (слово в слово), отчего ответы были удивительно похожи. Творческий момент, который особенно высоко оценивался, присутствовал в очень небольшом количестве работ. Поэтому и число высоких оценок крайне невелико.
IV. Вопросы (правильные ответы)
|
||||||
Н 059 | 9 | 6 | 9 | 5 | 29 | 1 |
Н 078 | 9 | 4 | 5 | 6 | 24 | Поощр. |
Н 077 | - | 5 | 5 | 5 | 15 | |
Н 079 | 5 | 3 | 4 | 4 | 16 | |
Н 071 | 8 | 4 | 7 | 6 | 25 | 2 |
Н 004 | 6 | 4 | 8 | 5 | 23 | Поощр. |
Н 076 | 9 | 3 | 7 | 5 | 24 | Поощр. |
Н 052 | 10 | 4 | 6 | 5 | 25 | 2 |
Н 130, Н 131б, Н 088 |
7 | 1 | 5 | 5 | 18 | |
Н 089 | 4 | - | 8 | 3,5 | 15,5 | |
Н 095 | 6 | 5 | 3 | 6 | 20 | |
Н 064 | 6 | 6 | 3 | 5 | 20 | |
Н 123 | 5 | 7 | 3 | 15 |