Десятая Всероссийская телекоммуникационная олимпиада юных журналистов | закрыть окно |
МОУ ДОД "Центр дополнительного образования детей «Творчество» п.Чернышевский", студия "Пресс - центр", МОУ СОШ 3
республика Саха(Якутия), Мирниский район, п.Чернышевский
Четвертое творческое задание "А есть ли смысл?"
Как всегда звонко и задорно прозвенел звонок на урок. Последние, опоздавшие ребята, торопились приготовиться к уроку. В класс зашла учитель русского языка.
- Сегодня я предлагаю вам тему, которая всегда волновала молодое поколение и о которой со слезами на глазах говорит старшее поколение. Это тема героизма и мужества. Издавна русская, советская, российская земля славилась стойкостью. Наш народ знал горечь лишений и радость побед, но с честью нес знамя верности воинскому долгу перед Родиной, своей матерью, любимыми…- сказала Татьяна Леонидовна.
И учитель предложил нам подумать, что такое мужество в наши дни. Мальчишки говорили о том, что мужество это охрана правопорядка, труд спасателей, которые рискуя жизнью, выполняют свою повседневную работу. Они приводили примеры того с каким героизмом борются с огнем пожарные. Девочки вспомнили, как обычные врачи, порой вынуждены под обстрелом террористов, спасать жизни людей. Кто – то говорил об исторических личностях…
Одним словом, казалось, что мы – четырнадцатилетние, практически уже самостоятельные, взрослые люди, все знаем и, написать сочинение после такой оживленной беседы нам ничего не стоит. Но почему – то мне до сих пор стыдно за свое сочинение, хотя в журнале стоит высокая оценка.
Каждый день мы – учащиеся, идем на уроки в свою школу и не замечаем, что на стене школы, висит памятная мемориальная доска, на которой скупыми золотыми словами написано: « В этой школе учился Потапенко Михаил Александрович. 29. 10. 1999 г. погиб в Чеченской войне.»
Стало обидно, что многие ребята даже не знают этого мальчишки, который жил в нашем поселке, учился в моей школе, не всегда правильно решал задачи и порой получал двойки, «летал» на своем мотоцикле по улицам … Он многого не успел сделать в свои 20 лет, но успел главное – честно выполнить долг и погибнуть, выполнив поставленную задачу..
Наверно, он также как мы, писал сочинения на уроках русского языка о мужестве и о Родине, верности, любви и смысле жизни. Также смеялся на переменах и о чем – то мечтал. Но потом пришло время отдать свой воинский долг Родине и Михаил Потапенко не задумываясь, пошел защищать ее от вооруженных чеченских банд. Жертвуя своей жизнью, он спас лейтенанта, командира взвода Вадима Ахмадеева.
Позже я познакомилась с мамой Михаила – Людмилой Михайловной Потапенко и она показала мне последние письма сына. Он умер, а они все шли и шли. Писали письма и его друзья, которые были с ним тот день, и Ахмадеев Вадим, который называл Людмилу Михайловну своей мамой, а ее сына - Михаила своим братом. Я держала в руках листок бумаги, на котором ровным почерком было написано всего тридцать три строчки. Читая их, перед моими глазами встал весь бой, который произошел тогда – 29 октября 1999 года, в Чечне.
«В бой пойдут одни старики» - так решили ребята сами. У них за плечами уже были «полевые» выходы, опыт ведения боя с чеченскими бандитами. Утром, пока еще легкий дымок тумана обволакивал чужую землю, рота прибыла на окраину нижнего Бамута. На пять минут установилась тишина. Заглохла техника, замолчали люди, прислушались.
- Странно, здесь птицы не поют, - сказал Сашка.
- У нас дома, в Якутии, уже снег выпал, и по утрам туман окутывает весь поселок, он медленно поднимается от Вилюя и как облако ползет вверх к домам, а воздух такой – опьянеть можно! – ответил Мишка.
- А у нас дома в это время арбузами пахнет, - добавил лейтенант, командир взвода Вадим Ахмадеев.
- Ничего, товарищ командир, сейчас в малый Бамут, а потом… поживем еще.
Команда прозвучала привычно. Заревела колонна машин. Была задача: в первую очередь, подавить огневые точки чеченских бандитов. Первую часть задания почти выполнили, нужно было пополнить боеприпасы, и подразделение отошло на запасные позиции, но боевики не сдавались.
- Держись, мужики! – кричал Вадим.
– Выжить легче, если есть ради кого жить. А нас дома ждут…
В это время артиллерия начала обстрел позиции роты. Загрузку боеприпасов пришлось вести под прицельным огнем и вдруг, взрыв прогремел совсем близко, около соседнего экипажа. По расчетам Вадима следующий…
- Дима, Ястребов, ложись! - скомандовал командир. Около Большикова и Ястребова взрыв поднял землю на дыбы, деревья вывернуло с корнями, все закрыл дым, земля скрипела на зубах.
- Слышишь, Саня, кажется, командира ранило, – прокричал Мишка.
Мальчишки не договариваясь, поползли, потом встали и побежали к Вадиму.
- Товарищ лейтенант, двигаться можете? – спросил рядовой Потапенко.
Но ответа не последовало.
- Все, кажется, не дышит, - прохрипел Санька.
- Прикрой! – скомандовал Мишка, взвалил командира на плечо и понес к своим машинам.
Еще один взрыв. На этот раз еще снаряд попал прицельно. Взрывом закрыло небо, осколки просвистели и обожгли. Казалось не металлом, а ливнем окатило, стало совсем жарко, где – то в животе загудело, и огромные липкие капли потекли по лицу. Мишка попытался ползти и не смог.
- Саня, живой?- кричал Мишка, но ему казалось, что его не слышат, потому что он сам не слышал себя.
- Саня, живой?
Но Сашка молчал.
Рядовые Ястребов и Большаков видели, как мальчишек накрыло взрывом. Прикрывая друг друга, парни позли на помощь. Они знали - нельзя оставлять мальчишек здесь, в любом случае нужно вынести их из под обстрела. Только успели оттащить ребят и командира, как на то место, где они лежали, упал очередной снаряд.
Все стихло так же внезапно и быстро. На небе распластал лопасти вертолет Красного Креста. И вот уже спешат санитары с носилками. Под гул вертолета очнулся Вадим Ахмадеев. Он пытался вспомнить, но не мог собрать воедино картину после взрыва. Перед глазами стояло, что-то белое, мутное. «Туман, - подумал Вадим. – У них в Якутии туман». Рядом послышались голоса.
- Живой! – Кто- то спросил, неизвестно кого, но голос знакомый, только издалека.
- Живой, - ответил нежный женский голос.
- Потапенко, где Потапенко, где ребята? – Пытался крикнуть во весь голос Ахмадеев, но получилось грубо, и будто не он вовсе говорил.
- Рядом Потапенко, - Ответила медсестра.
Вадим повернул голову и увидел карие глаза Мишки. Они были чуть-чуть прищурены, ни крика, ни вздоха. Командир молча протянул руку, но в место крепкого, мужского получилось слабое рукопожатие. Ни когда не жаловавшийся Потапенко прошептал сухими губами.
- Больно, товарищ лейтенант.
- Ты эти разговоры брось. Ты брат мне теперь или как! Поживем еще, Мишка!
Солнце стояло высоко и не верилось, что только что закончился бой. Задача была выполнена.
А во Владикавказе привыкли четко, без эмоций, когда секунды решают все, спасать солдатские жизни. Люди в белых халатах не человеческими усилиями заставляют жить даже тех, кто не хочет. Но даже они не могут привыкнуть к смерти и к этому последнему слову «мама». Вечером в палату к Ахмадееву вошла медсестра.
- Потапенко твой?
- Мой.
- Умер твой Потапенко, командир,- сказала она тихо, как-то виновато, будто сама не верила своим словам…
«За мужество и отвагу, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северокавказском регионе, рядового Потапенко Михаила Александровича наградить орденом мужества (посмертно)» – такой указ подписал президент России В.В. Путин.
В городе Якутске воины – интернационалисты построили православную часовню Александра Невского в честь памяти погибших воинов, в списках значится имя Михаила Потапенко.
В тот роковой год, 21 июня Михаилу исполнился бы 21 год. Осенью 2009 года – десять лет как
погиб Михаил Потапенко.
Я долго думала, что я смогу сделать для того, чтобы не был потерян в нашем поколении смысл жизни и смерти простого «мальчишки нашего двора». И я выступила с идеей создать детскую и юношескую организацию «Юность России» на базе Центра ДОД «Творчество», где работает моя мама. И она была поддержана ребятами и другими педагогами Центра. Так же мы решили во время летних каникул провести акцию по озеленению территории возле мемориальной доски памяти М. Потапенко.
Мне кажется, что духовная бедность моих ровесников ведет к общественному забвению в целом, поэтому я решила посвятить свои последующие годы учебы в поселке работе по гражданско – патриотическому воспитанию молодежи. Так, на первый взгляд, обычный урок русского языка изменил
всю мою дальнейшую жизнь, в которой появилось место для гражданского самообразования.
Евгений Евтушенко говорил:
Гражданственность –
талант нелегкий,
Давайте делаться умней.
Зачем тащить,
как на веревке,
Надменно фыркающих к ней?
Я хочу, чтобы в моем поселке, в моей Родине было как можно меньше таких по - евтушенски «надменно фыркающих» людей.
Каждый рано или поздно задумывается о себе, своем предназначении, судьбах родины, иначе и быть не может. И чем раньше это произойдет, тем более полезным для общества, для страны будет Человек. Теперь я самообразовываюсь, веду работу с новым подрастающим поколением и учусь жить, по словам стихотворения Зинаиды Гиппиус:
Если гаснет свет –
я ничего не вижу,
Если человек зверь –
я его ненавижу.
Если человек хуже зверя –
я его убиваю.
Если кончена моя Россия –
я умираю.