В песнях радость,
В песнях горе,
В песнях и весельице.
Только в песнях нахожу
Сердечку утешеньице.
"Русский народ создал огромную изустную литературу… Напрасно думать,
что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была
достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный
облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и
наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по
обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов
и дедов."(1).
Устная поэзия народа - драгоценное наследие нашего прошлого и в то же
время - яркий документ современности, поэтому так важно бережно собирать
и пропагандировать лучшие ее произведения, чтобы сохранить многообразное
народно- поэтическое богатство для следующих поколений.
"Народная поэзия - единая, общерусская - вместе с тем несет в себе черты,
характерные для той или иной области. Изучение русского народного
творчества невозможно вне изучения областного фольклора, вне раскрытия
особенностей народного творчества отдельных областей нашей великой
Родины. В этом плане фольклор Ярославской области представляет собой
большой интерес… Издавна Ярославская область являлась одним из самых
крупных центров русской культуры. Так, в 17 веке в Ярославле сложились
своеобразные традиции русского зодчества и иконописи, а в 18 веке было
положено начало русскому национальному театру."(2)
Жизнь области , многообразная и противоречивая, не могла не отразиться
на развитии устно - поэтического творчества, его содержании, стиле, жанровых
особенностях… "В различных жанрах фольклора разбросаны отдельные черты,
воссоздающие образ Ярославля - города и ярославцев." Щапливы, щеголивы в
Ярославле городе", - такая характеристика дана ярославцам в древнем былинном
зачине… Этим былинным строкам соответствуют впечатления Н.Розанова,
путешествовавшего в 1852 году по Ярославскому и Залесскому краю. Он пишет
о ярославцах, что" это лучшее славянское племя: легкое, живое, веселое,
щеголеватое и в одежде и в образе жизни, всякое дело выполняет будто
играючи". Как перекликаются с этим шутливые народные прозвища ярославцев,
записанные уже в советское время: красавцы, лукавцы, песенники."(3)
Обрядовый фольклор, рабочие и революционные песни, исторические и лирические,
солдатские и вольные фабричные песни помнят в области и до сих пор, но
предпочтение отдают частушке.
Частушки. Кто их не знает. Эти коротенькие песенки: лукавые, бойкие,
задушевные, веселые и грустные любимы многими. И в наше время каждый взрослый
человек на вопрос знает ли он, что такое частушка - ответит утвердительно,
а возможно, и исполнит. Что же так привлекает в частушках? Наверное, и то,
что исполнить частушку можно везде: на улице, в поле, на гулянье, на собрании,
в сельском клубе, на эстраде, на вечеринке; и то, что спеть их могут и
взрослые, и молодежь, и дети. Их исполняют хоровые коллективы и отдельные
исполнители, фольклорные ансамбли и участники агитбригад, участники и зрители
праздников" Играй, гармонь", школьники, студенты, люди разных профессий.
Буквально обо всем можно спеть в частушках: о жизни в деревне, о
преобразовании природы, о революции, войне, коллективизации, целине, об
армии, перестройке, ускорении, о любви, измене, расставании, замужестве и
многом другом. Исполняя эти коротенькие песенки, можно выразить свои мечты,
признаться в любви или рассказать о своем разочаровании в любимом человеке,
поделиться радостями и печалями, волнующими твое сердце. Исполнители общаются
со зрителями, могут проявить свой характер, показать находчивость, ум,
выразить свои чувства за короткое время.
" Филосов,искусствовед и собиратель частушек П. А. Флоренский писал:
(… это шутливое в глубоком и глубокое в шутливом придают частушке дразнящую
и задорную прелесть, постоянно напоминающую гейновскую музу. Как и у Гейне, в
глубине частушки порою нетрудно разглядеть слезы и боль разбитого сердца;
однако, как и у поэта, так и у народа, эти слезы и эта боль показаны более
легкими, нежели они суть на деле"(3).
Начиная работу по сбору частушек в г. Данилове, мы ставили перед собой задачи:
составить представление о состоянии устной традиции в настоящее время; узнать,
о чем пели и как пели наши родители и бабушки, как сохранили они в своей
памяти время юности. Читая книги по фольклору, хотели пополнить свои знания
о частушке:когда и где они появились впервые, откуда получили свое название
(частушка), как и кто ввел их в литературу, когда о частушке широко
заговорили в печати; как получилось так, что частушка у русского населения
стала песней всех возрастов и всегда ли это было так; почему в последнее
столетие частушка была главным жанром крестьянской лирической поэзии; почему
люди, вынужденные когда-то оставить деревню, высказывавшие в частушках
желание покинуть ее, до сих пор именно о своей деревне сохранили память;
почему в разные периоды истории частушка не теряла популярности.
"Частушки - единственный жанр русского фольклора, собирание и изучение которого
ведется почти с его зарождения. Первый специальный сборник частушек (Песни
деревенской молодежи. - Вятка, 1903) составлен известным собирателем-
фольклористом и этнографом Д. К. Зелениным (1878-1954). Другой сборник
начала 20 века (Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда.
- Кострома, 1909) принадлежит философу и искусствоведу Павлу Александровичу
Флоренскому (1882-1937). Затем появляются собрания "Сборник деревенских
частушек" ( Ярославль, 1913) Василия Ивановича Симакова (1879-1955), " Жизнь
молодой деревни" (Спб., 1913) поэта В.В.Князева, "Сборник великорусских
частушек" (М.,1914) Елены Николаевны Елеонской (1873-1951).
Областными и центральными издательствами выпущены десятки сборников частушек.
Особенно интересным нам показался сборник "Песни и сказки Ярославской области"
(1958), под общей редакцией Э. В. Померанцевой.
Из новых изданий ценные сведения о Ярославском фольклоре мы нашли
в книге "Девичество" (из серии "Мудрость народная") (М., " Художественная
литература",1994 год). и в книге "Частушки"( М., "Советская Россия", 1990год.)
Частушка- наиболее "подвижный" жанр современного фольклора: она быстро
откликается на все новое, на все события текущей жизни, отражая все то
новое в быту, хозяйстве, в сознании людей,что принесли в жизнь нашей страны
богатые событиями конец 19 и начало 20 веков.
"Слово "частушка" - первоначально одно из названий коротких,
"частых"(в отличие от протяжных, долгих) песен. В литературу оно вошло из
очерка Глеба Успенского "Новые народные стишки"(1889); в этом очерке писатель
впервые дал краткий анализ нового явления в песенной культуре народа.
Постепенно слово "частушка" стало приобретать значение общего термина для
обозначения коротких народных песен… на первых же стадиях бытования этих
песен в разных местностях их называли по-разному: просто песни, короткие
песни, коротушки, припевки, пригудки, прибаски, собирушки, прибрешки и т. д."(6)
Эти песни первоначально слагались и распевались только в кругу девушек и парней.