Терроризм: взгляд с позиции здравого смысла
Символическим началом нового тысячелетия стал крупнейший в мировой истории террористический акт - взрывы Всемирного Торгового центра и Пентагона в Нью-Йорке и Вашингтоне, произошедшие 11 сентября 2001 года. Но, конечно, эра терроризма началась гораздо раньше. Понятия "терроризм" и "террорист" появились в конце XVIII века: якобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе - и всегда с положительным оттенком. После Великой французской революции слово "террорист" приобрело оскорбительный смысл, превратившись в синоним "преступника"; однако во второй половине XIX века в России бомбисты-народовольцы возвели насилие в ранг благородной политической миссии, а образ террориста снова получил ореол бескорыстного борца с несправедливостью. Так, Вера Фигнер заявляла: "Мы, террористы, окружены сочувствием большей части общества".
В наши дни отношение общества к террористическим актам и личностям террористов остается неоднозначным, во многом зависит от политической конъюнктуры и борьбы за сферы влияния. Бедные и обездоленные ненавидят и стремятся отомстить; сильные и могущественные - сломить сопротивление и властвовать над миром. Для первых террористы служат примером мужества и самоотвержения, для вторых - удобным поводом для эскалации насилия. Террорист N 1 Бен Ладен стал символом новой эпохи, потому что он олицетворяет ее дух, соединяющей в себе стремительный прогресс и тягу к самоуничтожению.
Тем не менее, после 11 сентября, унесшего более 3 тысяч человеческих жизней, терроризм официально объявлен мировым "врагом N1", а два крупнейших антагониста - США и Россия - в борьбе с терроризмом нашли основу для сотрудничества. Так неужели терроризм - это "чума XXI века"?..
Французский политический философ Жан Бодрийяр в своей статье "Дух терроризма", написанной по горячим следам американской трагедии высказывает категорическую точку зрения: "…можно говорить о мировой войне, но только не о третьей, а о четвертой и единственной действительно мировой, поскольку ставка в этой войне сделана на глобализацию…". Терроризм отныне придет на смену всем мировым и локальным войнам: зачем двигать целые армии, когда несколько камикадзе могут диктовать свои требования лидерам государств и целым народам?..
Можно задаться вопросом: изменит ли дальнейшая эскалация терроризма соотношение сил между Востоком и Западом? - Ведь современный терроризм традиционно связывают с национально-освободительными движениями на Ближнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе, а также с мусульманской религией, призывающей правоверных к священной войне (Джихаду). Да, злу свойственно принимать разные формы, рядится в одежды священной войны, классовой борьбы, национального возрождения. Но водораздел в новом мировом противостоянии проходит скорее не между нациями или религиями, а между системами нравственных ценностей, между культом Силы и доминантой Человечности.
Понимание разницы между горем жертв и правом государства на казнь виновных позволяет надеяться, что мир не зациклится на этом глобальном противостоянии. Мне кажется, бессмысленно просто разоблачать и наказывать отдельных террористов, потому что такое наказание служит оправданием и отправной точкой для новых терактов. Необходимо искать новые подходы к преодолению конфликта, стараясь объективно анализировать реальные причины и следствия.
Беда современного общества в том, что вместо общечеловеческих ценностей и понятий людьми часто управляют идолы, идеологические фантомы. Возвращение от мифов к здравому смыслу - вот путь цивилизованной борьбы с терроризмом. Возможно, здравый смысл позволит людям доброй воли объединиться и разработать системные антитеррористические меры, выстроить саму позицию антитеррора.
|