Катя Королева
Лицей 40, г. петрозаводск


Год создания: 2002

Мне очень нравится здесь учиться, хотя порой действительно у меня возникают некоторые недовольства. Если бы я была уполномочена кардинально изменить что-то в моей школе, и имела бы возможности сделать это, то я бы исполнила одно из моих личных желаний как ученицы. Я мечтаю о том, чтобы в нашей школе был бассейн. Это давало бы дополнительную возможность для полноценных занятий, тем более что некоторые ученики, которые до сих пор не могли проявить себя на уроках физкультуры, получили бы такую возможность.
Кроме этого я не могу не отметить немного неудачную планировку гардероба. Конечно, хорошо, что гардероб для младших классов, среднего звена и старших классов отделен, но этого недостаточно, потому что на двух последних переменах возникают такие очереди, что в них невозможно ориентироваться. Порой даже учителя и охранник не могу сдержать толпу учеников, которые спешат домой после школьного дня. Для решения этой проблемы можно было бы попробовать сделать гардероб для младших классов в одном корпусе, для среднего звена - в противоположном, а старшее звено оставить в главном холле. Так же можно поступить и чтобы ликвидировать очередь в столовой, возникающую в начале перемены и рассасывающуюся после трех первых минут. Для этого можно поставить вдоль окна или стены несколько столов с порциями еды. Возможно, это поможет убрать лишние неудобства, которые приходится терпеть ученикам, старающимся поесть за короткое время перемены. В остальном можно только поблагодарить тех, кто планировал это здание. В нашем лицее просторные кабинеты, два больших спортивных зала, вместительный актовый зал, широкие коридоры и рекреации.
Если говорить о структуре и продолжительности уроков, то в общих чертах я довольна тем, как проходят и сколько длятся уроки в нашей школе. Учителя стараются объяснить весь теоретический материал на уроке и подкрепить свои слова практическими примерами. Вот только, чем старше становишься, тем больше предметов задают на дом. Конечно, я знаю, что так бывает всегда, но все же мне кажется, что нужно стараться объяснять все на уроках, а на дом давать только небольшие практические задания для проверки того, как ученик усвоил тему. Кроме этого нужно стараться планировать расписание уроков так, чтобы в день были уроки разных направлений, например, алгебра, литература, русский язык, биология, ИЗО и физкультура. Причем, я вполне согласна с учебой по "шестидневке", но только нужно делать определенный перерыв в таких занятиях, например, учиться две четверти по пять дней в неделю, а еще две четверти - по шесть. Также, в нашей школе при учебе по "пятидневке" в день по семь уроков, а при учебе по шесть дней в неделю в день по шесть уроков. Я благодарна администрации школы за столь удобно составленное расписание, а еще и за то, что уроки стоят в нем попарно. Это действительно удобно для учеников, ведь им не приходится носить с собой так много учебников. Я не углубляюсь в составление школьной программы, но все равно замечаю, как хорошо подобран материал для обучения детей. Содержание учебной программы меня полностью устраивает.
На проблему количества учеников в одном классе можно смотреть с разных точек зрения: учителей и учеников. Многим ученикам интереснее учиться в большом классе, где у них много друзей. Но учителям сложнее работать с большим классом, труднее проверять у всех самостоятельные работы и спрашивать устные ответы у всех, чтобы понять, как понимает пройденную тему каждый. Я не могу решить эту проблему, поэтому предоставила бы это кому-то другому, кто лучше меня понимает школьные проблемы и имеет опыт работы в школе.
По поводу вечной проблемы взаимоотношения учителей с учениками тоже трудно сразу дать ответ. Но мне кажется, что для возникновения хотя бы малейшего взаимопонимания между учениками и учителями, желание этого должно исходить от обеих сторон. Учителя не должны относиться к ученикам слишком требовательно, но и ученики должны уважать учителей и самих себя, о чем обычно учителя напоминают на уроках довольно часто. Я, конечно, понимаю, что найти таких идеальных учеников довольно сложно, и что конфликтные ситуации с учителями обычно возникают из-за первых, но к этому надо стремиться. Мне кажется, что для этого и создали в параллели восьмых классов лицейские, чтобы собрать в них учеников, понимающих эти простые истины и умеющих находить взаимопонимание со своими наставниками. Но бывают случаи, когда в конфликте действительно виноват учитель, а не ученик.
Для работы учителем в моей школе потребовалось бы много человеческих качеств их невозможно так просто перечислить, ведь учителя рядом с нами с самого детства. Кажется, что они должны уметь все, но из качеств характера им потребуется, конечно, огромное терпение, потому что учителю всегда оно требуется, чтобы действительно чему-то научить своих учеников. Я хочу сказать большое спасибо учителям нашего лицея, проявляющим просто нечеловеческое терпение по отношению к ученикам, которые порой ведут себя не очень достойно для лицеистов.
Говоря о проблеме взаимоотношений учителей с учениками и о конфликтах между ними, я не могу не сказать о случаях бестактного поведения учеников и того, как на это реагируют некоторые учителя. На уроках нередко можно услышать, что учитель ставит двойку за поведение, причем оценка ставится на тот предмет, на котором провинился этот ученик. Проходит время, ученик постепенно забывает об этой двойке, потому что иногда это не отражается на его дневнике или доносится до родителей в виде замечания. Когда время подходит к концу четверти, по журналу выясняется, что хорошую оценку за четверть ученик получить не может из-за двойки за поведение, о которой все уже забыли. Конечно, здесь все зависит от ситуации, но я сторонница того, чтобы оценки ставились исключительно за знание материала предмета, а для поведения можно даже выделить особую графу в журнале успеваемости. Если речь уже зашла об оценках, которые иногда неожиданно "всплывают" в конце четверти, то я хочу высказать свое мнение по этому поводу. Мне кажется, что такой неписаный закон учителей "Если в течение учебной четверти учеником была получена хоть одна неудовлетворительная оценка, то речи ни о какой хорошей оценки за четверть не может быть" немного несправедлив. Его можно применять, если знаешь, что перед тобой ученик, который все равно не заинтересован в хорошей учебе и исправлении оценок. Но если знать, что ученик стремится получать хорошие оценки, то можно задуматься над тем, почему же он получил "неудовлетворительно" за эту тему. Возможно, он действительно ее не понял, тогда нужно дать ему еще один шанс, чтобы он подготовился и исправил оценку. Многие учителя в нашей школе поступают именно так, и это в них мне нравится. Хотя кое в чем я тоже с ними согласна - постоянно переписывать работы и исправлять оценки нельзя.
Если серьезно подумать над вопросом о методе руководства в моей школе, то можно найти в каждом из них и положительные и отрицательные качества. Например, административный метод хорош тем, что администрация все же говорит о каком-то определенном порядке, но тогда у учеников могут возникнуть жалобы. Если же предоставить ученикам свободу и предпочесть коллективный метод управления, то мне кажется, что между ними возникнут разногласия, а чем все это может кончиться, лучше даже не думать.… Первый метод кажется для меня более приемлемым, поэтому я бы хотела, чтобы в моей школе был административный метод руководства.
Но, говоря об административном методе руководства, я не забываю о том, что участие в управлении школой должны принимать и родители учеников. Возможно, потому, что они могут представить интересы своих детей и попробовать осуществить их, ведь кто как не они лучше всех знают и понимают нас, учеников. Для того чтобы советоваться с родителями, можно было бы выбрать несколько представителей родителей от разных классов одной параллели, проводить для них отдельные собрания, на которых обсуждать не проблемы, поведение и успеваемость их собственных детей, а детей всей параллели, придумывать для них что-то, принимать решения, посоветовавшись. Как раз такой метод и принят в нашем лицее.
Ребята же в этой школьной системе могли бы принимать участие только по собственному желанию. Ведь существуют такие люди, которым необходимо проявить себя в чем-то. Они умеют выступать перед публикой, и им это интересно. А существуют наоборот те, кому гораздо интереснее наблюдать, чем выступать на сцене. Те, кто умеют и хотят принимать участие в управлении школой могли бы объединяться в специальные группы под руководством учителей и предлагать в них свои проекты и пожелания по управлению школой. Они были бы средним звеном между учителями и учениками. Возможно, такое обстоятельство связывало бы учителей и учеников и помогало бы предотвратить лишние конфликты в школе. И кроме этого я бы хотела, чтобы в моей школе организовывалось как можно больше общешкольных мероприятий, таких как дискотеки, соревнования, "Зарница", олимпиады по предметам, походы с классами одной параллели, игры вроде КВН.… Это бы намного разрядило напряженную школьную обстановку и помогло бы ученикам отвлечься от уроков.
Возможно, в такой школе они смогли бы понять, что школа это не только занятия по учебной программе, но и самое чудесное время жизни, когда находятся лучшие друзья и устанавливаются отношения на всю жизнь. Недаром говорят, что в школе дают не только знания, но и уроки нравственности. В школе ты учишься не только предметам, но и тому, как выбирать настоящих друзей, отличать истинные чувства и качества человека от фальшивых…. Мне очень нравится учиться, и я не понимаю тех, кто не любит школу, хотя знаю, что со временем они наверняка поймут свою ошибку и по-настоящему оценят великую роль школы в жизни человека.
Вот и подошел к концу мой рассказ о том, какой замечательный у меня лицей, и что бы я хотела в нем изменить, если бы была в составе его администрации.