Народные промыслы - истинное наследие России
Я считаю, что народная культура является истинным достоянием России, всего человечества. Та красота и душевная щедрость, которая вложена в изделия народных мастеров, неисчерпаема, самобытна и, являясь свидетельством времени, сохраняется из века в век. Такова, на мой взгляд, галерея русского времени.
Есть в русском языке слова, непереводимые на другие иностранные языки и ярко отражающие истинно русский дух. Это береста, хохлома, самовар, валенки и многие другие. Произнося каждое из этих слов, понимаешь, что речь идет только о России, потому что нигде в мире нельзя больше встретить таких самобытных, удивительных, волшебных и изящных вещей, сделанных в русских традициях, с теплом и любовью. Страна наша богата талантами, глубоки ее исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом. Это палехская и мстерская миниатюра, расписные матрешки, богородская деревянная игрушка, чукотская и холмогорская резьба, жостовские подносы, оренбургские платки, гжельская керамика, ростовская финифть и т.д.
Но этим далеко не исчерпывается все богатство художественного творчества народов нашей страны. Во многих ее уголках - селениях, деревнях, аулах, кишлаках - продолжают жить интереснейшие ремесла, уходящие корнями в глубокую древность. В изделиях народных мастеров - в дереве, камне, глине, на ткани - оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок.
В своем творчестве народные умельцы отразили свой внутренний мир, восприятие добра и зла, свои мечты.
В древней Руси, начиная с Х-Х1 века, были отмечены населения ремесленников, производящих ту или иную продукцию. Так им было легче работать, продавать свой товар и платить налоги. Огромное сосредоточение ремесленного люда, всевозможных специальностей к ХП-ХШ веку было в Новгороде Великом - кузнецы, гончары, плотники, щитники, лучники, гвоздочники. Знатоками гравирования и филиграни слыли народные умельцы из Владимира Суздальского княжества. Вплоть до конца ХУШ века значение одного из ведущих ремесленных центров сохранял Псков. В ХУП веке крупными центрами ремесленного производства и торговли становятся города Поволжья и Севера: Ярославль, Казань, Кострома, Великий Устюг.
В ХVШ веке литейщики заводов Урала восхитили весь мир высоким мастерством художественного чугунного литья, а сибирские умельцы Тобольска и Якутска показали себя большими мастерами черневого дела, искусными изготовителями коробочек, ларцов, табакерок и чарок, которые они украшали выполненными чернью изображениями сибирских пейзажей, архитектурных ансамблей и сцен из жизни народов Севера.
Декоративно-прикладное искусство разнообразно, как окружающий нас мир. У каждого народа складывались свои формы предметов, орнаменты, образы и мотивы, цветовые сочетания. При создании предметов использовались разнообразные материалы: глина, камень, ткань, металл, позже стекло, разные способы художественной обработки материалов.
Декоративно-прикладное искусство создает неповторимую атмосферу, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной.
В наше время, как и много лет назад, вряд ли встретишь дом, в котором не было бы предметов декоративно-прикладного искусства. У каждой женщины в гардеробе наверняка присутствует одежда с вышивкой или с кружевами, оренбургский или павловский платок, украшения из бисера или уральских самоцветов. Да и кухни наши украшают жостовские подносы, хохломские ложки и тульские самовары.
Творения русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных
И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.
Вглядишься: и что-то было воскреснет,
И вспомнится отблеск костров.
И видишь: становится дерево песней
Задумчивых мастеров.
В резьбе и в узоре, в раскраске весенней
Остались умельцев черты:
Внезапная грусть и лихое веселье,
Которые с виду просты.
Мне особенно близка тема народного творчества и игрушки, поэтому с 7 лет я занимаюсь изготовлением игрушек и кукол. Я вкладываю в свои работы душу, и моим друзьям и знакомым они очень нравятся.
|