Школа 72, г. Новокузнецк Урок о времени
Год создания: 2002
Урок о времени.
Вся сложность осуществления идеи провести урок о времени заключалась в том, что я не учитель физики, географии, астрономии, а учитель литературы, русского языка и мировой художественной культуры. Но очень уж идея проведения такого урока понравилась. Цели проекта "Это наше время" сочли важными и злободневными, и активно взялись за подготовку урока. Работали с ребятами дружно, в атмосфере непринужденности и творчества. Личностно-ориентированный подход в обучении - проблема, над которой работает школа в этом году. Организация индивидуального и дифференцированного обучения - основная задача, поставленная перед методическим объединением.
Предварительно велась большая подготовка:- пролистывали словари (толковые, физические, философские и др.);
- работали над созданием галереи времени, сфотографировали все городские часы, интересные и необычные часы, хранившиеся в семьях;
- исследовали всевозможные виды часов, изготавливали макеты, строили чертежи, делали зарисовки;
- просмотрели учебные фильмы (фрагмент "Оксфордской видеоэнциклопедии для детей "Время", фильм ТВ-цикла "Мера за меру" - "Время";
- перелистывали книги по искусству,
- читали художественные произведения;
- оформляли материалы.
Работа осуществлялась по группам, в которые дети объединились по интересам. Феномен времени, действительно, сложен и интересен, исследовать его можно с разных сторон. Особенностью нашего урока было исследование времени с точки зрения физиков, географов, историков, искусствоведов и просто людей любознательных и творческих. Групп получилось пять.
Группа N1. "Измерение времени".
Группа N2. "Путешествие во времени".
Группа N3. "Это наше время".
Группа N4. "Мировое наследие в руках молодежи".
Группа N5. "Дизайнеры часов".
Общие учебные цели:- расширить свои знания о явлении времени с разных позиций (истории, географии, физики, искусства);
- отработать терминологию (эпоха, культура, феномен, артефакт, толерантность и т.д.);
- продолжать отрабатывать надпредметные навыки: умение синтезировать и абстрагировать, навыки презентации);
- диагностировать учебно-коммуникативные и учебно-организационные навыки.
Сколько существует пословиц и поговорок о времени: "часом опоздано, годом не поверстаешь", "прожигать время", "много воды утекло" и др. Наш урок имел, если так можно выразиться, большую воспитательную цель - береги время свое и чужое. На творческие отчеты было отведено строго регламентированное время, все это сопровождалось звучанием метронома - механического прибора, отмечающего ударами короткие промежутки времени. Обычно он используется при определении темпа в музыке. И не случайно ведь среди аллегорических фигур, периодически выплывающих из средневековых часов на Вацлавской площади Праги, есть человек с кошельком, ежечасно звенящий монетами. Это самое раннее напоминание о том, что время - деньги.