Московская Школа 778, Россия

Куликова Наталья "Галерея Времени".
Время разработки: 2001

Галерея Времени.

Время можно измерять по- разному. Я предлагаю посмотреть на время, когда единицей его измерения становиться памятник культуры.
У нас рядом с домом находиться замечательный парк. Кузьминки.
В 1702 г. Петром I пустошь с мельницей была отобрана у Симонова монастыря и пожалована ГРИГОРИЮ ДМИТРИЕВИЧУ СТРОГАНОВУ " за верную службу и помощь в оснащении флота и армии".
В 1714 г. имение унаследовала его вдова Мария Яковлевна и сыновья.
В 1716 г. Строгановы построили в Кузьминках деревянную церковь, освященную в честь фамильной святыни - иконы Влахернской Божьей Матери.
Благоустройством Кузьминок занимался только один из сыновей М.Я. Строгановой - А.Г. Строганов.
В 1754 г. имение унаследовала его вдова Мария Артемовна и его дочь - Анна Александровна.
В 1757 г. А.А. Строганова выходит замуж за придворного князя МИХАИЛА МИХАЙЛОВИЧА ГОЛИЦЫНА и передает ему все права управления усадьбой.
А.А. СТРОГАНОВА - последняя из рода СТРОГАНОВЫХ и первая из рода ГОЛИЦЫНЫХ владелица усадьбы
" Кузьминки".
При активном участии М.М. Голицына производится реконструкция усадьбы.
В 1816 г. усадьба переходит по наследству сыновьям князя - АЛЕКСАНДРУ МИХАЙЛОВИЧУ и СЕРГЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ ГОЛИЦЫНЫМ.
И вот благодаря заботам о своем имении С.М. Голицына или как дань моде, сейчас уже сказать трудно, в парке появляется одно из выдающихся сооружений стиля ампир - ансамбль Конного двора. Его строительство началось в 1817 году и было закончено в 1821 году. Возводился ансамбль по проекту Доменико Жилярди, в строительстве принимал участие архитектор Григорьев. В ансамбль Конного двора входит Музыкальный павильон (построен в 1820 году) с конными группами П.К. Клодта. Вот о них то я и поведу речь. Они и являются у меня часами, точкой отсчета времени.

Первоначально их можно увидеть на гравюрах Рауха (1828 год). Первоначально скульптуры были выполнены из алебастры итальянским мастером Сальватором Пенной. В документах они называются " Кони с водоками - Монтоковаллы". В 1846 году алебастровые скульптуры были заменены чугунными, но это были уже не те "Монтоковаллы", а близкие по теме " Укротители коней". Отлиты они были по моделям П.К. Клодта на Пашийских заводах С.М. Голицына. Замену скульптур осуществлял уже двоюродный брат Д.Жилярди - Александр Жилярди. Как и все удачные скульптуры их, неоднократно тиражировали, поэтому наших знаменитых " Укротители коней" можно найти не только в Кузьминском парке. Их экземпляры были подарены Николаем I прусскому и неаполитанским королям, а с 1850 года такие же скульптуры, только в бронзе, могут видеть и житель Санкт - Петербурга. Но мы прекратили любоваться ими в 1978 году, нет, их не снесли, не разрушили, их просто спрятали в ящики, грязные, безобразные деревянные ящики. Более 20 лет они были спрятаны. А что такое 20 лет? В общем-то ничего. Да вот только, гуляя с мамой по парку, я спрашивала:
- а это что?
- Кони, как на Аничковом мосту, - отвечала она.
А я никак не могла понять, что за кони. Ведь на Аничковом мосту - памятник, его фотографируют, им любуются. А у нас…… Не понятно. А время - нет, оно не остановилось - оно шло. Вот только парк, как будто потеряв последнее, что остается, когда сердце прекращает биться, потеряв душу, начал умирать. Гуляющих становилось меньше, деревья стали засыхать, пруды мелеть и зарастать. Для жителей района это было не выносимо. И мы школьники, слушая рассказы наших мам, бабушек дедушек, о том, как они сами, когда были маленькие, гуляли в этом парке, как они гуляли с нами, когда мы были маленькие, решили пора возвращать парк. Пора возрождать его к жизни. С 2000 года для нас и для парка начался новый отсчет времени. Мы начали с маленького - решили возродить сердце парка - оранжерею. Нет, это пока не оранжерея, которая была при князе Голицыне. Это пока небольшая делянка в лесничестве, которую мы назвали " Сад, виват, Голицыны". Кстати на закладку сада приезжал один из правнуков великого князя. Теперь он довольно частый гость и участник всех наших акций. Следующим шагом было освободить коней. Не буду рассказывать все сложности, встретившиеся на этом пути. Главное - " Укротители коней" СВОБОДНЫ. Нет, мы не пытались повернуть время вспять. Мы просто хотели, что бы оно, продолжая идти, не потеряло одну из точек отсчета. А то, что оно идет было бы заметно не по разрушениям, а по тому прекрасному, что происходит, когда время идет, и жизнь продолжается.
Давайте созидать, а не разрушать. Давайте любить мир, в котором мы живем. Давайте делать его краше на благо наших детей.

К данному рассказу прилагаю гравюру и фотографии.

  1. Гравюра Ж.Н. Рауха " Конный двор в Кузьминках".
  2. попыталась выделить фрагмент,где Музыкальный павильон.
  3. 1978 г. сгоревший павильон, Плененные " Укротители коней".
  4. 1971 г. Так выглядел павильон, когда мама гуляла здесь с бабушкой.
  5. 1989г. Восстановительные работы.