1. Введение. 2. Сказание о построении града Ярославля. 3. Историческая справка.
Немногие русские города имеют такой почтенный возраст, как Ярославль. Вот уже почти тысячу лет мимо его седых стен спокойно несЈт свои воды великая Волга, на берегах которой Ярославль встал первым русским городом. О чЈм только не вспомнишь, произнося имя нашего города. И пламя крестьянских восстаний, озаривших первые стрницы его истории; и незабываемые силуэты всемирно известных памятников; и звон набатного колокола, сзывающего горожан на борьбу с татарскими баскаками или польскими панами; и кожевенный сарай, где родился первый русский театр; и древние стены Спасского монастыря, давшие вторую жизнь " Слову о полку Игореве"; и массовые стачки на Большой Мануфактуре; и отряды героев - красногвардейцев; и медведя на радеаторе мощного самосвала; и первый в мире завод синтетического каучука. И уж, конечно, вспомнишь дорогие сердцу имена: Волков, Некрасов, Ушинский, Собинов...
Бережно хранят ярославцы драгоценные реликвии прошлго, но не они определяют сегодняшний облик города. Чудесная новь прекраснее старой были! Твердыней соцыалистической индустрии встаЈт Ярославль - древнии и юный, расцветающий год от года город в верховьях Волги, старший брат и ближайший сосед столицы нашей Родины Москвы.
В тех летех, когда великий князь Киевский Владимер посети землю Русску светом христианския веры, тогда сей христолюбивый князь даде сынам своим киждаму град во одержании, и град великий Ростов со областию предадо сыну своему Борису, а последи брату его Ярославу. Во области же сей, не на мнозе пути от града Ростова, яко на 60 поприщ, при брезе рек Волги и Которости лежаше некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль. И это место было вовсе пустынным, лишь высокие деревья всюду стояли, да травяные заросли заполонили все вокруг. Человек же в одной только обители жил. И это было селище, называемое Медвежий угол, а населяли его люди поганой веры - язычники, злые ужасно. И очень страшное место это, потому что те люди живут вольно и много ограблений и кровопролитий над христианами творят. К делу же полезному прикрепляются, когда на зверя или на лов рыбы идут; держатся эти люди и много скота, мясом которого себя насыщают. Идол, которому они поклоняются, зовется Волос или скотный бог. И этот Волос стоит посреди луговины, называемой Валосовой, отсюда и скотину на пастбище выгоняют. Этому злокозненному идолу и кереметь была сотворена и волхв (жрец) придан, и неугасимый огонь Волосу поддерживают, и жертвы приносят.
В большом почете волхв у язычников. Но люто и истязуем бывает, если огонь у волоса погаснет: волхва в тот же день и час отрешат от керемети, и по жребию изберут иного, и этот, новый, зарежет старого волхва и, раздув огонь, сожжет в нем труп его как жетву, способную возвеселить грозного бога. Так искренний враг рода человеческого омрачает сердца тех людей, и так эти люди живут многие годы.
Но в некотором лете случилось благоверному князю Ярославу плыть на ладьях с большой и сильной ратью по реке Волге, вдоль правого берега ее, где стояло то самое селище Медвежий угол. Князь увидел, что какие-то люди наносят жестокую гибель судам, плывущим с товарами по Волге. Купцы на тех судах bp изо всех сил обороняются, но не могут одолеть окаянных, а разбойники эти придают их суда огню. Посмотрев на все творимое, благоверный князь Ярослав повелел дружине своей устрашить и разогнать разбойников, прекратить беззакрние, спасти неповинных. И дружина князя храбро напала на врагов и нагнала на окаянных такого страха, что они в великом ужасе обратились в бегство, быстро помчались в ладьях по Волге-реке. Дружина же князя и сам князь Ярослав погнались за неверными и оружием бранным наказали их.
И, о великая божия милость! Сколь бесчисленны и неисповедимы судьбы его! Кто расскажет о благоволении его к христианам! Молитвами пречистой богородице и святым угодникам княжее воинство победило врагов на том месте, где какой-то ручей впадал в Которосль, за ним же и селище то стояло. И благоверный князь поучил его обитателей, как надо жить и обиды никому не творить, а кроме того, познакомясь с богомерзкой верой их, уговаривал их креститься. И люди эти клятвою перед Волосом обещали князю жить в согласии и оброк ему платить, но только креститься не хотели. На том благоверный князь и отбыл в престольный град свой Ростов.
Не по многом же времени князь Ярослав надумал снова отправиться в Медвежий угол. И прибыл туда с епископом, с пресвитерами, дьяконами и церковниками, с мастерами и воинами. Но когда он вступил в селище, жители его выпустили из клетки некоего лютого зверя и псов, чтобы растерзали князя; он секирой своей сокрушил зверя, а псы стали словно трусливые овцы и не прикоснулись ни к кому из них. И безбожные, злые люди, увидя все это, пришли в ужас и пали ниц перед князем, и были ни живы ни мертвы. Благоверный же князь мощным голосом им возразил:
-Кто вы такие? Не те ли самые люди, которые клятвою уверяли перед своим Волосом верно служть мне, князю вашему? Какой же он бог, если и клятву, при нем сотворенную, можно легко преступить и поправить? Но я к вам не на потеху звериную спешил и не на пир, чтобы драгоценным питьем насладиться, а пришел, дабы победу сотворить.
И, слыша речи такие, неверные люди не могли в оправдание свое ни
одного слова сказать. Поэтому благоверный князь внимательно оглядел
окрестности, а на следующее утро вынес из шатра своего икону Богоматери с
пречистым ее младенцем господом нашим Иисусом Христом. Рядом с ним были
епископ, пресвитеры и весь духовный чин, и мастера, и войны. Пришли они
на берег Волги, и там на полуострове, который овразовался при слиянии
Волги и Котросли, поставил князь на приготовленном месте икону Богоматери
и повелел епископу сотворить перед нею молебное пение, осветить воду и
окропить этой водой землю. Сам же благоверный князь водрузил на этой земле
деревянняй крест, заложив основу святому храму пророка божия Ильи. Он решил посвятить храм имени этого
святого угодника потому, что именно в день его был побежден хищный и лютый
зверь.