|
Рецензия на сочинение Виноградовой Е."Вечный Достоевский":
Работа выделяется среди других собственным стилем и осмыслением.
Найден и свой ракурс рассмотрения - "Достоевский и современные
проблемы". Публицистичность, поэтому, оказывается вполне уместной.
Немного в литературе нашей книг, которые терзают и лечат
одновременно. Еще меньше книг, первая непонятность которых не
отталкивает, а влечет. Общепринято в таких случаях применять
слово "гений". Достоевского называют гением. Понять, что такое
"гений", мне трудно. Но, доверяя жизненному опыту старших, я
отношусь к Ф.М. Достоевскому как к гению, создавшему неумирающие
произведения, которые продолжают доставлять людям не только
эстетическое наслаждение, но и сохраняют значение недосягаемого
образца.
Есть у книг Достоевского и еще одно свойство, как говорят,
присущее разряду гениальных: они заставляют думать не столько
о прочитанном, сколько о сегодняшнем дне. И совсем необязательно
искать этот водораздел, где кончается классик и начинаемся
мы. Важно, что он вовсе не кончается, а продолжается и сегодня.
Вечный Достоевский!
Пока три его книги прочитаны мною. С паузами и слезами. С
аналогиями и ассоциациями. Это "Неточка Незванова", "Униженные
и оскорбленные", "Преступление и наказание". И первая моя мысль-
о детях, детях в произведениях Достоевского. Нелли, Неточка,
Поленька, Соня... Все тихие и с печальными глазами. И здесь же
другая мысль - а сироты нашего времени!? Почему все повторяется?
Кто виноват? и как он, Достоевский, знал, что все повторяется?
|
 |
Это пронзает сердце, леденит кровь и 150 лет, и 175 и 200 лет
спустя. Предвидел? Может быть. А, может, сам много страдал и не
хотел, чтобы другие страдали?! собственное страдание дало
Достоевскому много прав, в том числе право убеждать и учить.
"... нужно говорить, чтоб сердце сказывалось в звуках слова.
Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью,
лицом к лицу, гораздо более значит, чем десяток листов исписанной
бумаги." Он так и говорил с читателем как бы лицом к лицу,
искренне и без колебаний. Так мне кажется. А еще думается, что
влияние Достоевского на внутренний мир читателей так огромно,
что до конца не оценено. Да и можно ли до конца понять человека,
стоявшего на эшафоте?? Ему, ослепленному светом после томитель-
ных месяцев одиночки, оставалось несколько минут жизни. Потом
прочли приговор, дали помучиться и сказали: "Тебя прощают, ты
пойдешь на каторгу". Это можно понять? Воспоминания о "казни"
были с Достоевским всегда, как и воспоминания о "мертвом доме",
солдатчине, возвращении, а еще раньше - о раннем сиротстве, о
нелюбимом Инженерном училище, о страшной смерти отца. "Я пролил
много слез о кончине своего отца, но теперь состояние наше еще
ужаснее. Есть ли в мире несчастнее наших братьев и сестер? Меня
убивает мысль, что они на чужих руках будут воспитаны", - так
писал брат Федор брату Михаилу. Наверное, поэтому тема сиротского
детства преследовала Достоевского и в его книгах. Обездоленные,
голодные, неулыбающиеся дети. Больше всего поразила меня в
"Преступлении и наказании" не сцена убийства и даже не теория
Раскольникова, а детский надтреснутый голосок, робко выводящий
мелодию уличной песни, и вот эта картина: "самая маленькая девочка
лет шести спала на полу как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в
диван. Мальчик годом старше ее весь дрожал в углу и плакал.
Его, вероятно, только что побили. Старшая девочка лет девяти, высоконькая
и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке,
стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною,
высохшею рукою". Это дети Мармеладовых.
...В углу огромного вокзала на заплеванном полу сидит, скорчившись,
чумазый, в рваной куртке мальчишка лет шести-семи с глазами
звереныша, все время готовый к тому, что его обругают, выгонят,
пнут. Рядом двое почти таких же поменьше. Они бегают и валяются
между скамейками - играют. Это уже не из Достоевского. Это я видела
в Петербурге на Московском вокзале в этом году. И таких же
детей приводят в детский дом, который недавно открылся в том
детском саду, куда я еще недавно ходила. Их детские глаза видели
ужасы пострашнее, чем описанные Достоевским. И это у нас, рядом!
Вечный Достоевский!
|
И горше всего то, что извечные вопросы русской литературы -
Что делать? Кто виноват? - мало кого из власть имущих волнуют.
Когда я смотрю телепередачи, все больше утверждаюсь в мысли, что
выхоленные политические лидеры, окруженные телохранителями,
никогда не видели несчастных детей во вшах и чесотке, подобранных
в подъездах и подвалах.Бесспорно, они никогда не читали и
Достоевского.
Кто же виноват в сегодняшней нищете и детской обездоленности?
Мы обсуждали этот вопрос дома. Дедушка во всем обвиняет
сегодняшние негативные тенденции в политике; бабушка - падение
нравов; мама упрекает родителей - алкоголиков, потому что, как
бы жизнь ни менялась к худшему, родители обязаны растить и
воспитывать своих чад. Я не знаю, кто прав. Ясно одно: за все
расплачиваются дети. И Достоевский рассказал об этом еще в
прошлом веке.
Опять и опять вспоминается его Неточка Незванова. Сострадание
и негодование испытывала я) впервые знакомясь с муками и
скитаниями девочки-сироты по чужим людям. Отчим - горемыка,
пьяница. Мать - больная и издерганная женщина с тоской в глазах.
Единственное платье, к которому другие чувствуют брезгливость.
Жалкое учение. Что потом? Потом чужой дом, внимательные, но чужие
люди, судьба воспитанницы-приживалки в богатом доме... и
одиночество. Нет тепла, нет будущего. "Сердце ныло и болело во мне".
Вечный Достоевский? Опять он заставляет меня думать и думать.
Недавно я встретила свою первую учительницу. У нее в этом
году снова первый класс, но учатся в нем только детдомовские
дети. Они сразу же стали звать ее мамой, и у нее не хватило духу
запретить им это. Одна воспитательница, ее коллега, запретила -
невзлюбили и возненавидели. Одиночество и ненависть, оказывается,
всегда рядом. Вспомним, сколько раз Моточка Незванова
восставала без каких-либо видимых причин против гувернантки,
против княжны Кати, против роскошных вещей и чудных подарков...
и уносилась в мыслях в прошлое, на свой бедный чердак, к матушке.
В жизни современных неточек не только бедность, но и страх,
побои, разврат. А потом неустроенность быта, вечное общежитие,
отсутствие собственного жилья и, как правило, собственная
несложившаяся семья. Круг замкнулся. У Достоевского в любом романе
такой же замкнутый круг, если не сказать тупик, из которого нет пути.
"Некуда идти!" И все же... Дети Достоевского жалки, но не терпят жалости.
Они голодны, но отдадут последнее. Они обижены, но не хотят,
чтобы их просили рассказывать о своих обидах. "Зачем вы меня
спрашиваете? Зачем вы надо мной смеетесь? Зачем вы так спрашиваете
про папу и маму?" - плача от обиды и душевной боли, кричит
Моточка. А сколько раз эти отчаянные вопросы повторяются сейчас
в озлоблении, в рыданиях, в истерике?!
Вечный Достоевский!
Что же делать? Куда идти? Это тоже вопросы Достоевского.
К Богу? К людям? В бездну? - Проклятые вопросы.
Где-то сказано, что ничто не должно быть запятнано ни единой
слезинкой ребенка. Когда в это уверуют все? Да и кто - все:
государство, правительство, чиновники, воспитатели?! Не знаю.
Но знаю одно: сейчас в России тысячи детей, у которых нет детства.
Это сироты, беженцы, бродяги, малолетние проститутки, наркоманы -
никому не верящие мальчики и девочки, люди без будущего.
И найдется ли писатель, который бы написал о них с такой
болью, как Достоевский? Найдется ли защитник? Настанет ли время,
когда мы облегченно скажем, что проблемы, поднятые Федором
Михайловичем Достоевским в его произведениях, - это проблемы
прошлого. Или Достоевский будет "современен" всегда?
|