Девичий и женский головной убор Ярославской губернии XIX века.
Авторы: Орлова Мария, Чистякова Марина, гимназия 8 г. Рыбинска


В детстве я очень любила сказу А.С. Пушкина "О рыбаке и рыбке". С замиранием сердца слушала о чудесных превращениях старухи-рыбачки, помните?

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит?
Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею... и т.д.


Волшебная картина не только поражала воображение, но и вызывала множество вопросов. Например, что такое душегрейка, кичка? И если о душегрейке мне рассказывали очень много, то что такое кичка не мог сказать никто.
В прошлом году, в словаре Владимира Ивановича Даля я совершенно случайно наткнулась на слови кичка (кика, кичечка). В объяснении прочитала, что это бабий головной убор с рогами, род повойника. Вот так я неожиданно получила ответ на свой детский вопрос. Прочитанное заинтересовало меня и захотелось узнать, какие еще головные уборы носили женщины в прошлом веке, была ли кичка у моей прабабушки и, наконец, самое главное: как бы выглядела я и мои сверстницы в старинных уборах. Я рассказала об этом своим подругам, и мы решили эти вопросы исследовать.
Мы обратились в городской музей и нам позволили работать с вещами из музейной коллекции. Мы решили скопировать, воссоздать заново некоторые головные уборы. Здесь необходимо сказать, что работа эта очень сложная, ведь большинство просмотренных нами предметов не только памятники материальной культуры русских крестьян, но и произведения искусства. Нас предупредили, что с вещами нужно обращаться очень осторожно. Работая с вышивкой, мы поняли, что воссоздать ее очень трудно, и обратились за помощью к известной рыбинской вышивальщице Нине Ивановне Аладьевой. В свое время она работала в Ростовском историческом музее, где, чтобы узнать старинные технологии, на вышивках распускали по ниточкам швы - очень осторожно, где-нибудь с краю, понемножку. У нас, конечно, такой возможности нет, но работу свою мы все-таки будем продолжать. Мы представляем сегодня как бы первый этап работы. Этот наш рассказ является обзором всего, что мы пока сделали и узнали.
Сложно было сделать выкройки, понять технологию пошива, но еще сложней скопировать украшения и почти невозможно подобрать ткани и другие материалы, из которых изготавливались головные уборы. Мы удивились, какими необычными способами шили иногда наши бабушки, и, самое главное, нас поразило такие богатые ткани, какие драгоценные материалы для отделки использовались иногда для изготовления кокошников, кичек, повойников. Как все они обильно украшены. А В.И. Даль в толковом словаре пишет, что ему случалось видеть сороку в десять тысяч рублей. Вот как дорого могли оценить наши предки головной убор. Нас очень заинтересовало это обстоятельство.
И мы узнали, что головной убор потому так богато украшали, что он был очень важной частью традиционного костюма, который помимо того, что служил одеждой, имел еще много назначений. В старину к одежде относились очень серьезно и внимательно. Конечно, и сейчас к одежде относятся внимательно, и по ней много можно узнать о человеке, но нам, современным людям, с нашим массовым производством одежды, даже трудно себе представить, что когда-то по костюму можно было узнать, во-первых, социальную принадлежность и часто даже род занятий владельца, из какой он местности (для крестьян - вплоть до деревни), возраст, семейное положение.
Традиционные женские головные уборы, судя по названиям, отождествлялись с птицами: "кокошник" - от слова "кокошь", петух, "кика", "кичка" - утка, и, само собой "сорока". Птицы с глубокой древности связаны в представлениях народа с небом, "верхним миром", где находится солнце, куда устремляется (или откуда растет вершиной к земле) мировое древо - образ (модель) мира. Все эти образы, а также великая мать, хозяйка жизни и смерти людей, изображались на традиционных головных уборах. Великая мать тоже была образом (моделью) всего мира, и голова ее была небом. Каждая женщина также являлась олицетворением великой матери - отсюда вся небесная символика головных уборов, которые как бы составляли одно целое с головой человека и обозначали небо.
Из чего же и как изготавливались традиционные женские головные уборы?
Прежде всего это ткани домашнего производства (у крестьян) - ведь в XIX веке каждая крестьянка сама пряла, ткала и шила.
Ткани изготавливались в основном из льняного волокна и шерсти, готовый холст отбеливали и красили, используя растительные красители: корень морены, кору ольхи, дуба, груши, луковую шелуху. Такую ткань называли крашениной. Все выполнялось исключительно женщинами. Раньше в деревнях так и говорили: ткала, пряла - весь дом одевала.
Процесс этот очень трудоемкий. Для того, чтобы произвести необходимое количество ткани, женщины начинали работу осенью, заканчивали весной, но сделанной за это время ткани едва хватало на одежду для всех членов семьи. При любой возможности ткань откладывали в запас, и только в случае необходимости продавали...
Кроме тканей для изготовления головных уборов употребляли овечью шерсть. Почти в каждом приходе жили свои мастера, которые валяли шерсть.
Часто употреблялись материалы фабричного производства, купленные в лавках, на ярмарках, баржах, в модных городских магазинах. Особенно большое распространение получили фабричные ткани: ситец, сатин, сукно, плис, коленкор, шелк, нередко использовались парча и бархат. Все это было по карману большинству жителей Рыбинска и уезда. Не говоря уже о зажиточных горожанах, даже некоторые крестьяне Верхнего Поволжья, занимавшиеся помимо земледелия промыслами, ремеслами, торговлей, уходившие на заработки даже в Москву и Петербург, имели в большинстве своем достаточное количество денег для покупки довольно дорогих товаров. Подтверждением может служить цитата из "Описания города Рыбинска" 1811 года: "Рыбинцы живут хорошо и трезво... Что же касается женского пола,...едва ли не чище одевается других городов Ярославской губернии". В тех же "Описаниях" читаем, что рыбинцы "все генерально и богатые и бедные стараются в наряде обвешать себя жемчугом...".
Добывали жемчуг в реках. К промыслу относились с большим благоговением. Считалось, что жемчуг не дается в руки людям жадным, стремящимся к наживе. Искусство шить жемчугом переходило от матери к дочери.
В целом для декоративного убранства традиционного крестьянского костюма Верхнего Поволжья характерно сочетание декоративных черт, типичных для северорусского комплекса (вышитые украшения сдержанного колорита с преобладанием красного и белого цветов, использование разнообразных швов: росписи, тамбура, креста), и некоторых черт южнорусского костюма (использование тканного орнамента, введение полихромной (многоцветной) вышивки).


В заключение можно сказать, что проделанная нами работа может служить началом большого творческого исследования (знакомства?) старинного рукоделья и традиционного русского народного костюма.


Сорока   Кокошник   Сборник   Повойник   Кика






ГУ ЯО "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании", 2004    
Rambler's Top100