|
Создание экспозиции школьного музея связано с большой
исследовательской и собиратепьской работой, которую проводят
преподаватели, воспитатели и ученики школы. Она ведется по следующим
основным направлениям:
|
|
|
История школы |
|
Преподаватели и воспитатели школы |
|
Выпускники и их судьбы |
|
История Ляпинской ГЭС |
|
Изучение народных традиций |
Экспозиция дает возможность комплексного показа этих направлений
работы музейными средствами, воспитание интереса и любви к истории
Отечества.
Эпиграфом музея выбраны слова русского историка Н. Карамзина:
"История предков любопытна для того, кто достоин иметь
Отечество".
Возможность создания этой части экспозиции обусловлена
сохранившимися от прежнего музея документами и предметами
крестьянского быта 19 -20 вв.
Здесь представлены документы, связанные с различными сторонами
жизни крестьяне исповедальные росписи, псалтирь, два венца с икон из
Троицкой церкви села Диево Городище, Интересны исповедальные
росписи 19 века, свидетельствующие о том, .что здесь жило много
старообрядцев. Термин "старообрядчество", "старообрядец" возникает в
18 веке, в 17 столетии сторонников дониконовской церковной традиции
называли "староверы". Наибольшее число старообрядческих общин в
Ярославском крае находилось по левую сторону Волги : Пошехонском.
Романовском, Даниловском, Любимском, Ярославском уездах.
Подтема. Льнообрабатывающий промысел.
Выращивание и обработка льна - одно из основных занятий крестьян
Ярославской губернии. Здесь представлены орудия труда 19-20 вв)
связанные с обработкой льна. Это - гребни, трепало, валек, рубель, щеть
для чесания льна, вьюшки, скально, самопрялка, льняное волокно,
полотенца, стойка прялки.
Прялка и веретено - древнейшие орудия женского труда. В течение веков у
разных народов складывались свои формы прялок и приемы их
украшения. Из Ярославской губернии происходят стройные прялки -
"башенки", прорезанные ярусами арочных окошечек. Ножки других
ярославских прялок представляют собой пучки витых колонок или
граненые тонкие столбики. На севере Ярославского края ( Любимском и
Даниловском уездах) делали прялки "терема" из целого куска дерева.
Стойка такой прялки и сохранилась в музее ( донце утрачено). Она
датируется 19 веком. Широкая ножка переходит в ромбовидную
прорезную лопаску, В резьбе мы видим дерево с птицами на ветвях,
конские головки. Изображение высокой башни со шпилем, часами-
розеткой и воротами дает название таким прялкам - "терем".
В этой части экспозиции представлены предметы из крестьянского
дома- зеркало, икона, полотенца, игрушка, корчага для пива, рукомой,
берестяные корзины лапти, серпы, Каждая вещь здесь на своем месте.
каждая помогает в жизни, труде и радует глаз. Гармония полезного и
прекрасного- основная черта народного искусства, В коллекции музея
сохранились четыре полотенца 19-20 вв.
Обрядовая роль полотенца в народном быту была многозначной. Ими
украшали красный угол избы и иконы, десятки вышитых полотенец
готовили к свадьбе, оно сопровождало человека от рождения до смерти.
Полотенца украшали вышивкой и кружевом. Вышивкой занимались
повсюду, В каждом районе она обладала местным своеобразием, которое
проявлялось в излюбленных узорах, особенностях техники, цвета, общем
характере шитья. Одно из полотенец, сохранившихся в коллекции музея,
украшено строчевой вышивкой, очень характерной для Ярославской
губернии, При этом способе вышивке часть нитей выдергивалась,
перевивалась в сетку и вышивку исполняли по этой сетке, как по канве.
Именно эти два раздела экспозиции связаны с работой по изучению
народных традиций. В школе работают кружки резьбы по дереву и
кружевоплетения.
В 1918-1923 гг. создается перспективный план Ярославля. наметивший
основные направления его роста и определивший принципы зонирования
новой застройки. Наиболее значительной среди промышленных
сооружений города была Ляпинская ГЭС, построенная за Волгой по плану
ГОЭЛРО в 1922-1928 гг. Здесь не ставится задача показать в развитии
историю этого предприятиям.
|
|
|
История Ляпинской ГЭС в 1920-1930 гг |
|
Строители ГЭС |
|
Строительство и благоустройство поселка |
В этой части экспозиции отражены основные темы исследовательской и
собиратепьской работы, которые проводят преподаватели и ученики
школы. Они были названы выше.
Экспозиционный ряд второй и третьей тем построен (в основном) на
фотографиях и документах.
|
|