Реализация педагогики сотрудничества невозможна без создания активной среды практической деятельности детей и подростков, такой среды, которая с высокой степенью приближения моделировала бы элементы нашего социума. Школа неоднократно пыталась формальными средствами реализовать на базе общеобразовательных дисциплин межпредметные связи, или моделировть практическую творческую деятельность в рамках деловой игры, но практика показала, что достичь реального успеха и мотивации активной творческой позиции ребенка или подростка подобным образом не удается. Причина проста - одни только правила игры не в состоянии восполнить потребность детей прочувствовать жизненные ситуации эмоционально достоверно, что бы вынести из "игры во взрослую жизнь" не только положительный, но и отрицательный чувственный опыт. О значении чувственно - эмоциональной составляющей в процессе обучения и познавания мы часто забываем в силу того, что для зрелого человека это не столь актуально. Взрослея, мы теряем авантюрные черты, где эмоции играют ведущую роль, становимся прагматиками, перестаем пользоваться инструментом проб и ошибок, который свойственен детям. Учитывая это, вспомним, насколько популярны были в недавнем прошлом "школы космонавтов", военно-прикладные виды спорта, школы юнных физиков и математиков при академгородках или ведущих ВУЗах? Может быть сенсорно-чувственная активность детей в этих творческих средах играла роль главного катализатора при синтезе интеллектуальной и творческой элиты нашей страны? Стоит лишь внимательно изучить ценностные приоритеты молодежи, как сразу станет понятным, что телевидение сегодня с успехом может объединить мальчишек и девченок на созидательный творческий поиск. Возможности видео сегодня могут стать базой и полигоном педагогики сотрудничества для моделирования общественных и межличностных отношений в условиях максимально приближенных к действительности. Детский видеоцентр, выпускающий видео и телепродукцию для сверстников - благоприятнейшая среда социализации современного заброшенного или насилуемого ребенка. Представьте себе какую-то другую область, где можно проиграть все социальные роли столь полно? Где так тесно переплетены индивидуальность и творческий коллектив? В каком виде творчества столь ярко и убедительно звучат во весь голос нравственная позиция, где столь зримыми могут быть идеалы? Пожалуй трудно найти сегодня равную по эффективности сферу детского творчества. В этой области существует множество благоприятных условий дляи реализации элементов педагогики будущего. Здесь можно делать ошибки, исправлять их, и самыми разными путями идти к знаниям, умениям и навыкам. | |