Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Безух Ксения Евгеньевна

учитель биологии
средней школы N43
им. А.С. Пушкина
г. Ярославля

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"

Методическая разработка спецкурса для учащихся 8(9) классов общеобразовательной школы "Подросток и его здоровье"

[предыдущая глава] [возврат к плану] [следующая глава]

4.3. Профилактическое занятие по теме: "Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам, профилактика срывов"

ЦЕЛЬ занятия: научить школьников планировать режим деятельности в период повышения нагрузок, владеть техниками быстрого снятия стресса, противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Уровни усвоения:
- сформировать убеждение о способности человека адаптироваться в сложных жизненных ситуациях (отношение);
- дать представление о воздействии стресса на организм (представление);
- формировать навыки эффективного противостояния стрессу (способы поведения).

Оборудование:
- логическая загадка "Три криминалиста",
- анкета "Умеете ли вы справляться со стрессом?".

Ход занятия:
Вводная часть. Задача - актуализация знаний учащихся о способности человека к адаптации.

Методы:
1. Учащимся предлагается логическая загадка "Три криминалиста". Шерлок Холмс, Джеймс Бонд и Максим Пронин поспорили: кто из них быстрее без фонаря поймает грабителя, который безлунной ночью должен был проникнуть в неосвещенный королевский сад. В ожидании 12 часов криминалисты занимались каждый своим делом: Шерлок Холмс читал, Бонд смотрел телевизор, а Пронин отправился в соседнюю комнату, выключил свет и о чем-то задумался. В 12 часов грабитель проник в сад, криминалисты выбежали на улицу, и майор Пронин первым схватил его. Почему он был первым?* Правильный ответ: его глаза быстрее адаптировались к ночной темноте, т.к. до этого он находился в темной комнате.

При обсуждении обратить внимание школьников на примеры приспособления к изменениям окружающей среды, предложить привести другие и обсудить их: почему человек, замерзнув, дрожит, если ему жарко потеет и т.п.

2. После того, как учащиеся придут к выводу о способности человека к физиологической адаптации, обсудить с ними вопрос о возможности психологической адаптации.

Основная часть. Задача - формирование и уточнение представлений о стрессе как изменении (иногда и положительном), вынуждающем человека приспосабливаться. Методы:

1. Предложить учащимся перечислить ситуации, при которых необходима психологическая адаптация.

2. Обсудить, что такое стресс (обратить внимание учащихся на то, что стресс не только требует адаптации, но и тренирует способность человека к ней; что стресс связан не только с отрицательными, но и положительными эмоциями; разновидности стрессов как внезапно возникших обстоятельств или как длительно воздействующих факторов).

3. Продолжить фразу: "Стресс - это хорошо, потому что .... стресс - это плохо, потому что ..."

4. Обсудить необходимость осваивать способы борьбы со стрессом.

Заключительная часть. Задача - отработка личной стратегии противостояния стрессу. Методы:

1. Обсудить с учащимися, как они противостоят стрессу (анализируя высказывания учащихся, подчеркнуть неэффективность таких способов, как алкоголь, наркотики, агрессия).

2. Оценить свое умение справляться со стрессом.

Утверждение часто редко никогда
1. Я чувствую себя счастливым 0 1 2
2. Я сам могу сделать себя счастливым 0 1 2
3. Меня охватывает чувство безнадежности 2 1 0
4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к алкоголю или успокоительным таблеткам 0 1 2
5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту 0 1 2
6. Я склонен к грусти 2 1 0
7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим 2 1 0
8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте 2 1 0
9. Я легко расстраиваюсь 2 1 0

Инерпретация:
0-3 очка - вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы;
4-7 очков - ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам очень полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
8 и больше очков - вам трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы не начнете использовать более эффективные методы борьбы со стрессом, у вас могут быть серьезные проблемы со здоровьем.

Итог занятия. Задача - обобщение опыта.
Методы:
"Аукцион идей" - основные принципы борьбы со стрессом и способы быстрого его снятия. По итогам занятия необходимо проверить:
- Формируется ли убеждение о способности человека адаптироваться в сложных жизненных ситуациях?
- Имеется ли представление о воздействии стресса на организм?
- Формируются ли навыки эффективного противостояния стрессу?

Домашнее задание: обсудить с членами семьи способы быстрого снятия стресса.


[вверх]
Rambler's Top100